Архиерейские гребни

Архиерейские гребни

По учетным документам коллекция насчитывает 251 предмет основного и 525 предметов научно-вспомогательного фонда. Она выделена из массива других коллекций совсем недавно, а формировалась, в основном, с 1930-х годов продукцией тобольской артели «Свой труд», хотя единичные поступления датируются 1894-1895 годами – это Крест Кладеный пугачевских воинов из д. Лукиной Абалакской волости, образцы волоса и волосяные сетки из с. Червишево Тюменского уезда, поступившие от Маляревского Г.Я.

Содержит предметы, не вошедшие в состав других коллекций, из камня, кости, пластмассы, пластика, резины, полиэтилена и др. материалов. Коллекция небольшая, при этом неоднородная по содержанию. В ней имеются хозяйственные предметы (веревка, подпруга, силки, щетки), церковные вещи (посох архиерейский и кресты из мрамора), предметы из Тобольской каторжной тюрьмы № 1 (обточенные кусочки камня и кости, свертки табака и т.д.), письменные приборы на мраморных подставках, солнечные часы, предметы второй половины ХХ века (шариковые ручки, зонты, полиэтиленовые пакеты, брелоки, сувениры, вымпелы, каски строительные, канифоль, образцы продукции и другие бытовые мелочи). Их можно использовать для построения выставок по советскому периоду Российской истории второй половины ХХ века – строительству Тобольского Нефтехимического комбината, нефтегазовому освоению Тюменского края, Локальным войнам.

Интересны предметы, привезенные из Манчжурии, — статуэтки китайских мудрецов из яшмы, китайские обеденные приборы, мыло, шляпа соломенная с волосяной кистью, гребни для волос, фонарь. Они подарены музею в начале ХХ в. частными лицами: сестрой милосердия Бухариной М.С., Дулибовой Л.В., Терентьевой П.Г., а а также Пигнатти В.Н.

В коллекции имеется ручка и костяная пластинка с автографом цесаревича Николая Александровича,будущего императора Николая II, побывавшего в Тобольске в 1891 году.

1. Гребень для волос, высокий костяной. 1900-1917 гг.

2. Погремушка детская на резинке. 1945-1955 гг.

3. Кукла резиновая в короне эмблемы фестиваля молодежи и студентов в Москве. 1985 г.

4. Шкатулка для украшений в форме черепахи. 1980-2005 гг.

5. Шкатулка — раковина перламутровая. Начало XX в.

6. Сигаретница. Середина XX в.

7. Подарок — сувенир ТНХК от уральских автомобилестроителей в честь десятилетия, январь 1995 г.

Принцип действия первой шариковой ручки запатентован 30 октября 1888 года в США Джоном Лаудом. Современная шариковая ручка изобретена венгерским журналистом Ласло Биро в 1931 году. Первый опытный образец был создан в 1938 году. А в 1953 г. француз Марсель Бич усовершенствовал и упростил конструкцию, получив самую дешёвую (одноразовую) в производстве модель шариковой ручки под названием BIC (Bic Cristal). В СССР шариковые ручки получили распространение в конце 1960-х годов, после того как их массовое производство началось осенью 1965 года на швейцарском оборудовании.

8. Авторучка шариковая с надписью "Отечество — Вся Россия", сине-белая. Россия. 1999 г. Пластмасса, фабричное производство. Дл. — 14,3 см.

9. Авторучка поршневая с пером, из белой пластмассы с надписью "золотыми" буквами "Учись на отлично". СССР. 1970-1989 гг. Пластмасса, надпись, фабричное производство. Дл. — 12,1 см.

10. Авторучка поршневая из белого металла и эбонита с гравированной надписью "ТГИАМЗ". Этой авторучкой Президент России В.В. Путин ставил автограф в Книге почетных гостей во время посещения Художественного музея ТГИАМЗ 6 марта 2003 г. г. Тобольск. 2000-е гг. Белый металл, эбонит, гравировка. Дл. — 14 см.

11. Ручка-автомат. На ручке надпись "Тюменьпожсервис". Россия. 1990-2000 гг. Пластмасса, фабричное производство. Дл. — 14,2 см.

12. Ручка шариковая с надписью "10 лет с Вами". Россия. 2000-е гг. Пластмасса, заводское производство. Дл. — 14 см.

13. Ручка шариковая с надписью "III МЕЖДУНАРОДНЫЕ Ремезовские чтения". Россия. 2007 г. Пластмасса белая, заводское производство. Длина — 14,5 см; дм — 1 см.

14. Ручка шариковая с надписью "Первая Тюменская международная туристическая выставка "Открой свою Сибирь!" Россия. 2007 г. Пластмасса белая, пластмасса синяя, заводское производство. Дл. — 14,5 см; диам. — 1,1 см.

15. Ручка шариковая с надписью "Филологический факультет ТГПИ им. Д.И. Менделеева". Россия. 2000-е гг. Пластмасса белая, пластмасса синяя, заводское производство. Дл. — 14,4 см; диам. — 1 см.

16. Ручка шариковая с надписью "Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я. Словцова". Россия. 2000-е гг. Пластмасса белая, пластмасса черная, заводское производство. Дл. — 14 см; диам. — 1,1 см.

17. Ручка шариковая с надписью "Радио 75 лет! Регион-Тюмень". Россия. 2000-е гг. Пластмасса белая, заводское производство. Дл. — 13,6 см; диам. — 1 см.

Архиерейские гребни

Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия Архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входныя молитвы и одевается в полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, Богородичная, заздравная и заупокойная приготовляются бoльших размеров против обычного. При вынутии Агнца иерей принимает в соображение количество причащающихся священнослужителей, а также и то, чтобы частица с буквами ХС, если есть ставленник во священника, легко отделилась впоследствии, без помощи копия. Из заздравной просфоры вынув две части, из заупокойной одну при словах «о памяти и оставлении. «, иерей взимает прочие частицы о здравии и заупокой во время Херувимской песни. [2] Соединения в потир должно быть влито достаточное количество по числу сослужащих и причастников мирян.

Участвующие в сослужении с Архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы и облачиться вовремя, кому следует, и приготовить все необходимое. Кроме иереев (под иереями разумеются архимандриты, протоиереи, иеромонахи), прочие участвующие облачаются все в свойственные им священные одежды (архимандриты и иеромонахи в мантии); иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, посошник стелет орлецы на амвоне пред местными (Спасителя и Божией Матери) и храмовою иконами, пред амвоном и на ковре у входных дверей храма. При приближении Архиерея ко храму, все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверью из алтаря навстречу и становятся у дверей: таком порядке: у орлеца с левой стороны посошник и иподиакон, другой иподиакон и ключарь, имея на себе епитрахиль, выходят встречать Архиерея на паперть и сопровождают его в храм; иереи по старшинству (от входа) становятся два ряда, при чем совершающий проскомидию стоит последним в ряду на левой стороне, имея в руках напрестольный крест на блюде, покрытом воздухом; верхний конец креста должен быть обращен на право и придерживаться правой рукой, а нижний — влево для того, чтобы Архиерею удобно было взять его в руки. Протодиакон и первый диакон с трикирием и дикирием и кадилами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от переев на шаг. Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, ключарь на свое место с прочими иереями, и все троекратно молятся, кланяются Архиерею, который их благословляет. Певчие поют сначала «ОТ ВОСТОК СОЛНЦА. «, затем «ДОСТОЙНО. " — косно, со сладкопением. Протодиакон говорит: «ПРЕМУДРОСТЬ» и читает: «ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ. «, «СЛАВА И НЫНЕ. «, «ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ» 3 раза. «ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, БЛАГОСЛОВИ. АМИНЬ», сообразуясь с возгласами Архиерея. «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС. СЛАВА ТЕБЕ, ХРИСТЕ БОЖЕ. ХРИСТОС ИСТИННЫЙ БОГ. » В это же время иподиаконы надевают на Архиерея мантию, который, сделав одно поклонение Богу, принимает от священника крест, целует его иереи по старшинству целуют крест и руку Архиерея, после них священник, совершавший проскомидию. Архиерей вновь целует крест и полагает на блюдо. Священник, приняв крест и целовав руку Архиерея, становится сначала на свое место, а затем, поклонившись со всеми прочими на благословение Архиерея, идет со св. крестом к царским вратам и северною дверью проходит в алтарь, где полагает св. крест на престол. За священником идет свещеносец, а за ним протодиакон и диакон, оборачиваясь для каждения идущаго Архиерея. За Архиереем идут иереи парами, старшие впереди младших. Посошник, подав посох Архиерею и целовав руку, берет с полу орлец, когда с него сойдет Архиерей, и постилает на облачальном месте. Свещеносец становится на амвоне у иконы Божией Матери или же у аналоя, на котором лежит храмовая икона; Архиерей на орлеце у амвона, сзади него по два в ряд иереи, протодиакон с правой стороны возле него, отдав иподиакону трикирий с кадилом; иподиакон и диакон уходят в алтарь. Протодиакон: «БЛАГОСЛОВИ, ВЛАДЫКО». Архиерей: «БЛАГОСЛОВЕН БОГ НАШ ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ». Протодиакон читает положенныя входныя молитвы. Затем тропарь храму. Когда протодиакон начинает читать «МИЛОСЕРДИЯ ДВЕРИ», Архиерей, отдав посох, восходит на амвон, поклоняется и целует иконы при чтении протодиаконом тропарей: «ПРЕЧИСТОМУ ТВОЕМУ ОБРАЗУ», «МИЛОСЕРДИЯ СУЩИ» и ХРАМУ. Молитву: «ГОСПОДИ, НИСПОСЛИ РУКУ ТВОЮ. » Архиерей с открытою головою читает сам пред царскими вратами; надев клобук и после троекратного поклонения приняв посох, с амвона благословляет всех на три стороны при пении: «ТОН ДЕСПОТИН КЭ АРХИЕРЕА ИМОН, КИРИЕ, ФИЛАТЕ (однажды) ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА» (трижды), и идет на облачальное место. К этому же месту переходят иереи; став в два ряда и совершив однократное поклонение Богу, принимают благословение от Архиерея и уходят в северные и южные двери в алтарь облачаться. В это время аналой с иконой уносятся с солеи, а свещеносец убирает орлецы. При каждении архиерея в мантии второй иподиакон поддерживает мантию сзади.

Когда Архиерей шестствует с амвона на облачальное место, из алтаря выходят иподиакон, пономарь, книгодержец с круглым блюдом, второй диакон с архиерейскими одеждами и первый диакон с двумя кадилами. Передав кадило протодиакону, оба встают ниже амвона против Архиерея, обратившись лицом на запад. Книгодержец принимает от Архиерея на блюдо клобук, панагию и четки и уносит в алтарь, здесь панагию перекладывает на то блюдо, на котором лежит митра и крест; пономарю иподиаконы передают мантию и рясу, которыя также уносятся в алтарь. На место книгодержца перед архиереем становится диакон с облачениями. Протодиакон с первым диаконом, сотворивши поклон перед царскими вратами, возглашает: «БЛАГОСЛОВИ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, КАДИЛО»; по благословении первый диакон говорит: «ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ»; протодиакон же читает: «ДА ВОЗРАДУЕТСЯ ДУША ТВОЯ О ГОСПОДЕ: ОБЛЕЧЕ БО ТЯ В РИЗУ СПАСЕНИЯ И ОДЕЖДЕЮ ВЕСЕЛИЯ ОДЕЯ ТЯ; ЯКО ЖЕНИХУ ВОЗЛОЖИ ТИ ВЕНЕЦ И ЯКО НЕВЕСТУ УКРАСИ ТЯ КРАСОТОЮ». Иподиаконы, по благословении Архиереем одежды, надевают на него сначала подсаккосник, а потом и другие по порядку, причем диакон каждый раз произносит «ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ, а протодиакон соответствующий стих. Певчие поют: «ДА ВОЗРАДУЕТСЯ», «СВЫШЕ ПРОРОЦЫ» или другия какия либо песнопения. Протодиакон при облачении в одежды читает следующие стихи: на епитрахиль: «ВЛАГОСЛОВЕН БОГ, ИЗЛИВАЯЙ БЛАГОДАТЬ СВОЮ НА АРХИЕРЕИ, СВОЯ ЯКО МИРО НА ГЛАВЕ, СХОДЯЩЕЕ НА БРАДУ, БРАДУ ААРОНЮ, СХОДЯЩЕЕ НА ОМЕТЫ ОДЕЖДИ ЕГО». На пояс: «БЛАГОСЛОВЕН БОГ ПРЕПОЯСУЯЙ ТЯ СИЛОЮ И ПОЛОЖИ НЕПОРОЧЕН ПУТЬ ТВОЙ, СОВЕРШАЯЙ НОЗЕ ТВОИ ЯКО ЕЛЕНИ, И НА ВЫСКИХ ПОСТАВЛЯЯЙ ТЯ». На правую нарукавницу: «ДЕСНИЦА ТВОЯ, ГОСПОДИ, ПРОСЛАВИСЯ В КРЕПОСТИ, ДЕСНАЯ ТВОЯ РУКА, ГОСПОДИ, СОКРУШИ ВРАГИ, И МНОЖЕСТВОМ СЛАВЫ ТВОЕЯ СТЕРЛ ЕСИ СУПОСТАТЫ». На левую нарукавницу: «РУЦЕ ГОСПОДНИ СОТВОРИСТЕ ТЯ И СОЗДАСТЕ ТЯ, ВРАЗУМИ ТЯ И НАУЧИШИСЯ ЗАПОВЕДЕМ ЕГО». На саккос: «АРХИЕРЕЕ ТВОИ, ГОСПОДИ, ОБЛЕКУТСЯ В ПРАВДУ, И ПРЕПОДОБНИИ ТВОИ РАДОСТИЮ ВОЗРАДУЮТСЯ ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ». На палицу: «ПРЕПОЯСУЙСЯ ОРУЖИЕМ ТВОИМ ПО БЕДРЕ ТВОЕМ, СИЛЬНЕ, КРАСОТОЮ ТВОЕЮ, И ДОБРОТОЮ ТВОЕЮ, И НАЛЯЦЫ, И УСПЕВАЙ, И ЦАРСТВУЙ ИСТИНЫ РАДИ, И КРОТОСТИ И ПРАВДЫ, И НАСТАВИТ ТЯ ДИВНО ДЕСНИЦА ТВОЯ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ. АМИНЬ». На омофор: «НА РАМЕХ ХРИСТЕ, ЗАБЛУДШЕЕ ВЗЯВ ЕСТЕСТВО, ВОЗНЕСЛСЯ ЕСИ, БОГУ И ОТЦУ ПРИВЕЛ ЕСИ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ». На панагию: «СЕРДЦЕ ЧИСТО СОЗИЖДЕТ В ТЕБЕ БОГ, И ДУХ ПРАВ ОБНОВИТ ВО УТРОБЕ ТВОЕЙ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ», или «ДА ОТРЫГНЕТ СЕРДЦЕ ТВОЕ СЛОВО БЛАГО, ГЛАГОЛЕШИ ДЕЛА ТВОЯ ЦАРЕВИ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕОВ, АМИНЬ». На крест: «АЩЕ КТО ХОЩЕТ ПОСЛЕДОВАТИ МНЕ, ДА ОТВЕРЖЕТСЯ СЕБЕ И ВОЗМЕТ КРЕСТ СВОЙ И ПОСЛЕДУЕТ МНЕ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ». На митру: «ПОЛОЖИ ГОСПОДИ НА ГЛАВУ ТВОЮ ВЕНЕЦ ОТ КАМЕНИЙ ДРАГИХ, ЖИВОТА ПРОСИЛ ЕСИ, И ДАСТ ТИ ДОЛГОТУ ДНИЙ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ». Когда надевают на архиерея омофор, книгодержец выносит из алтаря на особом блюде митру, крест, панагию и гребень. Второй диакон, возвратившись в алтарь, берет трикирий, пономарь дикирий, выносит их оттуда и передают иподиаконам. Певчие перестают петь, с клироса подходят исполлатчики, становятся около кафедры с правой стороны в ряд, иподиаконы передают дикирий и трикирий Архиерею и протодиакон, после возглашения диаконом «ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ», говорит «высшим гласом» «ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ ПРОСЛАВЯТ ОТЦА НАШЕГО, ИЖЕ ЕСТЬ НА НЕБЕСЕХ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ». Исполлатчики поют: «ТОН ДЕСПОТИН. » Архиерей осеняет на все четыре стороны народ и отдает трикирий и дикирий иподиаконам. Певчие на клиросе поют три раза: «ИСПОЛЛА. » Иподиаконы же встают в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят на Архиерея трижды по трижды, после чего все они поклоняются пред царскими дверями, а затем, поклонившись Архиерею, иподиаконы, взяв кадила, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают от него благословение, целуют его руку, и первый встает на облачальное место, а второй идет в алтарь.

ЛИТУРГИЯ.

МАЛЫЙ ВХОД.

ТРИСВЯТОЕ.

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ.

ЕКТЕНИИ.

ВЕЛИКИЙ ВХОД.

ОСВЯЩЕНИЕ ДАРОВ.

ПРИЧАЩЕНИЕ.

ОКОНЧАНИЕ ЛИТУРГИИ.

О ЗВОНЕ.

Звон к литургии в большой колокол начинается в указанное время. При приближении Архиерея ко храму бывает звон «во вся» — прекращается и продолжается в один колокол до начала облачения Архиерея.

В начале 6-го часа звон во вся; если же есть посвящение в стихарь или во иподиакона. Звон начинается по прочтении Архиереем молитв.

Во время «Верую» в один колокол к «Достойно» (12 ударов).

Во время причащения мирян звон к молебну.

При выходе Архиерея из храма звон во вся.

Орлец постилается под ноги Архиерея так, чтобы голова орла обращена в ту сторону, в которую станет лицом Архиерей. В алтаре орлецы постилают иподиаконы, на солее и в других местах храма — посошник.

[1]. От оцифровщика. Файл представляет машинопись из фондов библиотеки Московской Духовной Академии, №130508. Несомненно, именно эта машинопись помещена в первом томе «Настольной книги священнослужителя», изд. Московской Патриархии с незначительными изменениями применительно к практике на сегодня. Убраны, например, указания относительно исполлатчиков.

При компьютерном наборе оставлены все типичные особенности машинописи: дореволюционный язык с характерными окончаниями прилагательных при современной орфографии, грамматика (простановка знаков препинания соответствует оригиналу), и исправлены лишь явные ошибки.

[2]. Из нижних половин просфор, оставляя верхния для архиерея, который вынимает из них частицы.

Архиерейские гребни

Епископ – один из основных служителей культа, он управляет попами, выше так уж много людей. Как только человек становится епископом, у него не только появляется возможность зарабатывать большие деньги, но еще и на начальном этапе неизбежны расходы.

Доходы и расходы епископа – показательная история, поскольку таким образом можно узнать, как устроена финансовая структура, почему все-таки заработок является основной целью для высших церковников.

Поделился информацией диакон Андрей Белоус[1]. Он рассказывает о том, как трудно стать епископом именно с финансовой точки зрения, потому что «традиции» требуют не только духовной проповеди, но и непосильных материальных затрат.

И выходит так, что честному человеку будет сложно не замарать руки. Белоус рассказывает:

«Сколько слов сказано о жадности епископов, что они требуют с приходов денег, что после разделения епархии стали требовать больше. И говорят об этом священники. И оставившие служение, и служащие. И это правда. Но есть и другая сторона. Даже у самого аскетичного и разумного епископа, посланного в провинциальный городок, забытый Богом и всеми уровнями власти, кроме патриархии, просто не будет другого выбора.

Теперь перечисляется утварь и расходы:

Мантия — 55 320 руб. (Артикул: 4010069)

Облачение богослужебное — 165 400 руб. (Артикул: 4010257)

Митра — 52 200 руб. (Артикул: 4150385)

Клобук — 6 580 руб. (Артикул: 4150010)

Посох — 70 600 руб (Артикул: 0090080)

Панагия — 55 020 руб. (Артикул: 0600330)

Крест — обычно делается под панагию, из того же материала и по той же цене. 55 020 руб

Жезл богослужебный — цена заказная. В магазине при Лавре — порядка 100 000 руб.

Дикирий и трикирий (ручные подсвечники) — 115 300 руб. (Артикул: 5560049)

Орлец — Цена: 8 660 руб. (Артикул: 4460045) (обычно орлецов используется на службе несколько — прим. ред.)

«Чиновник» (книга для совершения службы епископом) — 26 570 руб. (Артикул: 3450060)

Рипиды (2 шт.) — 26 040 руб. (Артикул: 3170146)

Кувшин для омовения рук — 15 300 руб. (Артикул: 3440016)

Подиум-кафедра — 43 890 руб. (Артикул: 2330620)

(Автор забыл еще упомянуть седалище для кафедры — 67730 руб. (Артикул: 2400105) Также не упомянут архиерейский гребень, которым преосвященный расчесывает во время облачения свои браду и власы — 16910 руб. (Артикул: 0590176). Таким образом, к сумме, выведенной автором, следует накинуть седалище + 2 орлеца + гребень = 85219 руб. Правда, следует учесть, что архиерей не возит за собой ни седалище, ни кафедру, обычно они в каждом приличном храме уже есть, как и трон на горнем месте, или хотя бы качественное кресло. — прим. ред.)

Взято с сайта «Софрино», брал средние цены, артикулы записал, чтобы не говорили: «придумал».

Ясно, что это далеко не все расходы епископа, ведь помимо прочего он должен московскому патриархату часть своей выручки. А раз речь идет о таких суммах, то он понимает прекрасно с самого начала, что «зарабатывать» деньги он должен по максимуму.

И конечно, все эти облачения и цацки он не может заказать где угодно – только у структур РПЦ, причем там же он должен закупать иконы, кресты и прочее.

Если епископ проживает не в крупном городе, то ему с этой задачей справиться нелегко. А если все-таки не справится, то на его место поставят такого человека, который «умеет зарабатывать».

Помимо прочего епископ еще и платит зарплату церковным работникам и попам (еще им покупать облачение), чьи интересы не ограничиваются желанием только заплатить за квартиру и поесть. Короче, чтоб быть одним из основных попов – нужно грести деньги лопатой.

Как – неважно. Можно вымогать деньги у бизнесменов, клянчить у прихожан, особенно фанатиков, выпрашивать деньги у чиновников и т. д. и т. п. Неудивительно, что высшие церковники подчас организовывают бизнес.

Система порочна сама по себе, и последнее, что волнует высших церковников – «духовность». Попы, что в данный момент рангом пониже, мечтают когда-нибудь продвинуться в церковной карьере, ведь «историй успеха» в этой среде полно.

Посещая музеи, я всегда покупаю билет на фотосъемку… Часть 2

В раскопках минойской эпохи на острове Крит находят много маленьких фигурок домов. Ученые долго ломали голову, пока не разгадали секрет этих вещиц. Перед нами – образцы домов, которые предлагали заказчикам местные архитекторы.Во втором тысячелетии до Рождества Христова, во времена Авраама, Исаака и Иакова, на Крите была цивилизация, далеко опережавшая многие другие.

(Археологический музей г. Ираклиона. Остров Крит)

Кроме макетиков домов, были раскопаны десятки образцов древних нарядов. Это тоже древний каталог для прекрасной половины.

(Археологический музей г. Ираклиона. Остров Крит)

(Археологический музей г. Рима. Рим)

Нашейный жетон древнеримского раба. На жетоне написано: « Кто задержит этого раба, просьба возвратить Зониносу. Вознаграждение одна золотая монета » .

(Музей истории города Рима. Рим)

(Городской музей г. Вифлеема)

Палестинские женщины пришли за водой. Фотография конца 19-го века.

У городского колодца в Назарете. Фото 1930-х годов.

(Старорусский краеведческий музей, г. Старая Русса)

(Старорусский краеведческий музей, г. Старая Русса)

(Городецкий краеведческий музей, г. Городец)

(Археологический музей г. Рима)

(Старорусский краеведческий музей, г. Старая Русса)

Деревянные богослужебные сосуды, изготовленные в Соловецком монастыре. 17-18-й века.В народе есть стойкое убеждение, что в Русской Церкви были накоплены большие богатства. Это, конечно, не так. В подавляющем большинстве приходов не было денег даже на оловянные сосуды. Служили в деревянных. Только городские храмы могли себе позволить металлические сосуды или серебряные.

(Музей истории религии. Санкт-Петербург)

Распятие в бутылке.Мы знаем, как моряки во время длительных плаваний находили себе развлечение тем, что сооружали в бутылках корабли. Это кропотливейший и очень длительный процесс. Все детали опускались через горлышко бутылки пинцетом и закреплялись.А здесь перед нами похожий сувенир на православную тему. Какой-то монах, по послушанию, собирал это изделие. Потом сувенир был продан, и деньги пошли на обитель. А, может быть, бутылка с Распятием предназначалась в подарок архиерею или другому высокому гостю.

(Музей истории религии. Санкт-Петербург)

( Церковно-археологический музей при Вознесенском Печёрском монастыре в Нижнем Новгороде )

Женские украшения жительниц Вифлеема.Помните притчу Христа о некой женщине, потерявшей монету и потом облазавшей весь дом в ее поисках? Есть версия, что речь идет не о простой монете, а о монете как элементе традиционного женского украшения.

(Городской музей Вифлеема)

Формы для выпекания пасхальных куличей. 19-й век.Мне кажется, что очень хорошо увидеть эти формы, чтобы представлять, какой формы пекли куличи в России в 19-м веке. По-новому начинаешь воспринимать иллюстрации на эту тему. Не раз отмечал, что современные иллюстраторы совсем неверно представляют детали быта даже совсем недавнего прошлого.

(Музей истории города. Санкт-Петербург)

(Музей истории города. Санкт-Петербург)

(Угличский историко-архитектурный и художественный музей, г. Углич)

Подлинные образцы ткани 16-го века.Вот какая расцветка на самом деле украшала женскую одежду в допетровское время на Руси.

(Угличский историко-архитектурный и художественный музей, г. Углич)

Когда я читал в старой литературе про « сахарную голову » , я не представлял себе, что это такое. На самом деле сахар действительно продавался вот такими конусами, завернутыми в бумагу. Люди потом сами откалывали от этой головы кусочки.

(Музей « Дом станционного смотрителя » . Деревня Выра Гатчинского р-на Ленинградской области)

Ни за что не отгадаете, что это за странная кружка. Зачем у нее с того края, где мы прикасаемся губами, такое странное дополнение?На самом деле это кружка для усатых людей. Чтобы усы и борода не лезли в чашку, придумано такое приспособление. Начало 20-го века.

(Музей 1-й Мировой войны в Царском Селе. Санкт-Петербург)

Мухоловка 19-го века. На дно устройства наливали варенье. Туда залетали мухи и потом не могли догадаться, как выбраться.

(Музей « Дом станционного смотрителя » . Деревня Выра Гатчинского р-на Ленинградской области)

Ну, и еще одна кружка. Подарочная кружка, выпущенная ко дню коронования Императора Николая II. 1896 год.Все помнят о страшной давке на Ходынском поле в день коронации. Собственно, давка произошла после того, как стали раздавать бесплатные подарки, в том числе эти кружки.Тогда погибло около 1400 человек.

(Музей Политической истории. Санкт-Петербург)

Источники:
Архиерейские гребни 1
Архиерейские гребни По учетным документам коллекция насчитывает 251 предмет основного и 525 предметов научно-вспомогательного фонда. Она выделена из массива других коллекций совсем недавно, а
http://tiamz.ru/ru/Other
Архиерейские гребни 2
Архиерейские гребни Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия Архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входныя молитвы и одевается в полное облачение.
http://www.orthlib.ru/liturgica/divakov/004.html
Архиерейские гребни 3
Быть епископом не так уж и просто. Ведь помимо баснословных доходов есть еще и баснословные расходы, особенно на начальном этапе, когда только за облачение и культовые предметы нужно выложить около 2 млн рублей
http://kritix.ru/religion-and-atheism/2314-rpts-dokhody-i-raskhody-episkopa
Посещая музеи, я всегда покупаю билет на фотосъемку… Часть 2
Посещая музеи, я всегда покупаю билет на фотосъемку… Часть 2. Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». Просмотры: 2185
http://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/poseschaja-muzei-ja-vsegda-pokupaju-bilet-na-fotosemku-chast-2.2167/

COMMENTS