Изменения оао и зао

На смену ОАО и ЗАО пришли публичные и непубличные общества

Напомним, что одним из ключевых нововведений является установление в ГК РФ закрытого перечня некоммерческих организаций, который включает в себя следующие организационно-правовые формы:

Кроме того, с 1 сентября 2014 года сокращается количество форм хозяйственных обществ посредством исключения такой формы, как общество с дополнительной ответственностью. Также не будет деления акционерных обществ на открытые и закрытые, им на смену придут публичные и непубличные общества. Под публичным понимается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются или обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Остальные общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества признаются непубличными.

Ряд изменений также касается:

Наименования юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, должны быть приведены в соответствие с новыми правилами при первом изменении учредительных документов.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
  • Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

С 1 сентября акционерные общества будут создаваться в форме публичных и непубличных обществ. Помимо ЗАО и ОАО, уйдут в прошлое и ОДО. И это далеко не весь перечень поправок в ГК РФ, касающихся форм организаций.

С 1 сентября вступят в силу поправки в ГК РФ о юрлицах. О таких новшествах, как типовой устав, адрес организации, назначение двух директоров, сочетание нескольких форм реорганизации и др. – наш материал.

В 2013 году в Российской Федерации произошла реформа гражданского законодательства. В ранее действовавшие нормы ГК РФ целой серией федеральных законов был внесен ряд изменений, направленных как на небольшие сугубо «технические» исправления ряда норм, так и в целом на приведение Гражданского кодекса в соответствие с изменившимися реалиями и на унификацию действующего в России законодательства с законодательством европейских стран с высокоразвитыми правовыми системами континентального права.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

Перерегистрация акционерных обществ с 1 сентября 2014 года: новые изменения в устав, новые наименования (публичные и непубличные АО)

Перерегистрация всех акционерных обществ, зарегистрированных до 1 сентября 2014 года, будет проводиться инспекциями Федеральной налоговой службы, в ведении которых находятся вопросы государственной регистрации юридических лиц. Согласно новой редакции гражданского кодекса и федерального закона об акционерных обществах с учетом изменений, которые вступают в законную силу с 1 сентября 2014 года, необходимо привести в соответствие уставы и наименования всех акционерных обществ. В наименовании открытых и закрытых акционерных обществ (ОАО и ЗАО) в предусмотренных законом случаях должны быть указаны новые наименования с использованием слов «публичная» или «непубличная» акционерная компания.

Публичные и непубличные акционерные общества могут пройти процедуру перерегистрации в любое время, начиная с 1 сентября 2014 года, при внесении изменений в уставы ОАО и ЗАО. Регистрация нового устава для ОАО или ЗАО с новым наименованием представляет собой процедуру подготовки и подачи в ИФНС новых учредительных документов с новым названием акционерного общества, соответствующим новым положениям федерального закона о внесении изменений в ГК РФ и закона об акционерных обществах.

Публичное акционерное общество, ранее именуемое как открытое акционерное общество, по аналогии с прежней редакцией закона об АО вправе осуществлять эмиссию акций неограниченному кругу лиц. Акции публичного акционерного общества публично размещаются путем открытой подписки или публично обращаются согласно правилам, установленным законом о ценных бумагах. Ведение реестра акционеров публичной акционерной компании должна осуществлять другая организация, в полномочия которой входит обязанности по ведению реестра акционеров.

Непубличное акционерное общество, ранее именуемое как закрытое акционерное общество, по аналогии с прежней редакцией закона об АО вправе осуществлять эмиссию акций только ограниченному числу акционеров, не превышающему пределов, установленных новой редакцией закона о публичных и непубличных компаниях. Ведение реестра акционеров непубличного, т.е. обычного акционерного общества, согласно новой редакции закона может осуществляться только сторонней организацией – лицензируемым регистратором.

Важным изменением в законе об акционерных обществах стало положение о том, что в уставе публичного или непубличного акционерного общества можно не указывать единственного акционера АО. Ранее требование об указании в уставе ОАО и ЗАО сведений о единственном акционере являлось обязательным и такие сведения вносились в устав АО. С 1 сентября 2014 года сведения о единственном акционере АО должны быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Другим важным изменением в закон об АО стало то, что появилась обязанность подтверждать решения общего собрания акционеров. Порядок подтверждения протокола общего собрания акционеров для публичного и непубличного (обычного) акционерного общества имеет различия. Так, для публичного акционерного общества подтверждение решения общего собрания акционеров может быть возложено лишь на лицо, которое уполномочено вести реестр акционеров и осуществлять функции счетной комиссии при голосовании акционеров публичного АО по вопросам повестки дня. В случае же с непубличным акционерным обществом, помимо вышеуказанного способа подтверждения протокола общего собрания, допускается также и нотариальное удостоверение решения общего собрания акционеров.

Подготовка устава публичного и непубличного акционерного общества должна быть произведена с учетом новых положений законодательства РФ об акционерных обществах. Новый устав публичного общества или непубличного общества подлежит утверждению на очередном годовом или внеочередном собрании акционеров ЗАО или ОАО на основании зарегистрированного устава и новых изменений в законе об АО и ГКРФ. Заявителем при регистрации изменений, связанных с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о новом наименовании и регистрацией новой редакции устава, является генеральный директор акционерного общества. Заявителем при регистрации нового устава публичной или непубличной компании может быть также иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа АО и действующее от его имени без доверенности. Законом допускается как регистрация новой утвержденной редакции устава, так и регистрация изменений к действующему уставу, утвержденных собранием акционеров АО.

Сроки государственной регистрации (перерегистрации) при смене наименования акционерного общества составляют 5 пять рабочих дней. Перерегистрация устава ЗАО и ОАО при приведении учредительных документов акционерного общества в соответствие действующему законодательству Российской Федерации не будет облагаться государственной пошлиной в размере 800 (восемьсот) рублей. Подать и получить документы, связанные с регистрацией устава публичного (непубличного) акционерного общества может как лично руководитель такого АО, так и представитель акционерного общества, действующий на основании доверенности.

Сайт не является средством массовой информации, носит информационный характер и не ставит целью извлечение прибыли. Все консультации по тематике сайта оказываются бесплатно.

Администрация сайта не оказывает платных услуг, не принимает деньги от посетителей сайта и не несет ответственности за бесплатные консультации по указанным на сайте телефонам.

Информация, представленная на сайте, не является публичной офертой и может изменяться. Копирование материалов допускается только с письменного согласия администрации сайта.

Прощайте, ОАО и ЗАО

Вступающий в силу с 1 сентября текущего года Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон) вносит существенные поправки в порядок создания, деятельности и ликвидации юридических лиц. То, как изменятся статьи кодекса, содержащие общие положения об организациях, мы рассмотрели ранее. Данный материал будет посвящен тем поправкам, которые затрагивают конкретные организационно-правовые формы юрлиц.

Закрытый перечень некоммерческих организаций

Действующей редакцией ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в таких формах, как потребительский кооператив, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). В соответствии с Законом данный перечень становится закрытым и включает в себя 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций (пп. «б» п. 3 ст. 1 Закона):

Потребительские кооперативы. Они могут быть образованы, в частности, в форме жилищных, жилищно-строительных, гаражных, дачных потребительских кооперативов, обществ взаимного страхования, кредитных кооперативов, фондов проката и др.

Общественные организации. При этом подчеркивается, что и политические партии, и профсоюзы, и общественные движения относятся именно к этой форме некоммерческих организаций.

Ассоциации (союзы). К ним относятся, в частности, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

Товарищества собственников недвижимости, в том числе ТСЖ.

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Общины коренных малочисленных народов России.

Фонды (общественные, благотворительные и др.).

Учреждения. К ним отнесены государственные, муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения.

Автономные некоммерческие организации.

В Законе закреплены определения всех этих форм организаций, установлен порядок их учреждения и управления ими, обозначены права и обязанности их участников. Отметим, что потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов РФ относятся к корпоративным, а все остальные – к унитарным некоммерческим организациям.

Чтобы заниматься деятельностью, приносящей доход, некоммерческим организациям нужно будет предусмотреть такую возможность в своих уставах. Согласно действующей редакции ГК РФ для осуществления предпринимательской деятельности необходимо выполнение только одного условия – эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать им. Это условие сохраняется.

Хозяйственные товарищества и общества

Закон не меняет организационно-правовые формы хозяйственных товариществ – они по-прежнему смогут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). А вот форм хозяйственных обществ с 1 сентября станет меньше – Законом исключена такая форма, как общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ с 1 сентября утратит силу). Таким образом, остается возможность создания только обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО). Эксперты в сфере гражданского права отмечают, что это очень правильное изменение, поскольку на практике ОДО широкого распространения не получили.

Ряд изменений касается уставного капитала хозяйственных обществ. Так, Законом закреплено, что учредители общества обязаны оплатить не менее трех четвертей уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть – в течение первого года его деятельности (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона). Однако законами, регулирующими деятельность конкретного вида обществ, может быть установлен иной порядок. Этими же законами, как и ранее, определяется минимальный размер уставного капитала обществ. При этом в случае, когда допускается государственная регистрация хозяйственного общества без такой предварительной оплаты, участники общества будут нести субсидиарную ответственность по его обязательствам, которые возникнут до момента полной оплаты уставного капитала.

Немаловажные поправки коснулись и акционерных обществ. Закон отменяет их деление на открытые и закрытые – им на смену придут публичные и непубличные общества (в ГК РФ появится новая статья – ст. 66.3). Публичным будет являться акционерное общество, акции которого и конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах 1 . Кроме того, правила о публичных обществах будут применяться к АО, в уставе и фирменном наименовании которых указано, что общество является публичным. АО, которые не отвечают этим условиям, являются непубличными. Также к непубличным обществам отнесены и ООО (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона).

Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

«Та форма ЗАО, которая была создана в нашем законодательстве уже достаточно давно, критиковалась очень много и со стороны юристов, и со стороны бизнес-сообщества, потому что имела в себе некий элемент компромиссности, а любой компромисс несет в себе огрехи. Такая форма, как АО, рассчитано в первую очередь на публичные компании, а вот эта закрытость – это не плюс, а минус. Поэтому сейчас, на мой взгляд, законодатель пошел по пути дальнейшего развития, и проводит АО к публичным компаниям: прозрачным, понятным, открытым для финансового рынка».

Нужно отметить, что Закон более подробно регулирует деятельность публичных акционерных обществ (конкретные положения о них закреплены в новой редакции ст. 97 ГК РФ), поскольку их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

В реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 44 Закона об акционерных обществах).

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Подчеркнем, что Закон отменяет возможность ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру публичного АО, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального количества голосов, предоставляемых одному акционеру. В настоящее время такие ограничения могут быть предусмотрены уставом АО (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закона об акционерных обществах). При этом, согласно Закону, публичным АО запрещается размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (пп. «я» п. 24 Закона).

Александр Караваев, генеральный директор ЗАО «СР-ДРАГа»:

«Акционерные общества не имеют своей профессиональной ассоциации, поэтому со своими корпоративными вопросами они, как правило, остаются один на один. Регистратор же, обслуживая акционерные общества, имеет возможность накапливать и анализировать информацию о разных корпоративных событиях и вопросах, возникающих в связи с изменениями законодательства, и может предложить пути решения как стандартных, так и специфических проблем».

Кроме того, Закон устанавливает необходимость проведения для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательного внешнего аудита 2 абсолютно для всех АО (в настоящее время он проводится только в отношении организаций, являющихся ОАО, и еще по некоторым основаниям) и в ряде случаев – для ООО (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).

Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

«Деление акционерных обществ на публичные и непубличные – очень простое: те компании, акции которых котируются на бирже, являются публичными. Смысл этого деления и выделения публичных компаний в том, что закон достаточно жестко, императивно, регламентирует их деятельность – вопросы о создании, структуре управления, компетенции и иные. Непубличные компании я бы назвал компаниями частного или семейного бизнеса. В них управление во многом строится на каких-то личных отношениях, на системе договоренностей. Законодатель установил для них, как говорят юристы, диспозитивное регулирование. Это означает, что сами участники таких компаний смогут договориться, допустим, о порядке принятия решений и даже о таком элементе, как управление компанией вне зависимости от своих вкладов. <. >

Публичные компании должны подчиняться жесткому регулированию, всем должны быть понятны четкие установленные законодательные правила, которые не могут произвольно меняться. Любое лицо, покупающее акции, должно представлять себе и знать те правила, по которым эта компания живет, и знать, что эти правила не могут меняться где-то внутри компании, как это иногда у нас бывало».

Эксперты в области гражданского права отмечают необходимость введения и реализации рассмотренных нами изменений, поскольку ими закрепляются накопленные за последнее время предложения по совершенствованию деятельности юридических лиц и унифицируется порядок ее осуществления, и подчеркивают, что организациям не стоит их бояться. Как на практике будут работать все эти новшества, покажет время. Пока же можно прогнозировать лишь внесение в скором времени поправок в ряд законодательных актов (в частности в законы об ООО, об акционерных обществах и др.).

Никакой массовой перерегистрации юрлиц в связи с принятием Закона не предвидится, поскольку он не устанавливает ее обязательности. Привести наименования уже существующих организаций и их учредительные документы в соответствие с требованиями Закона нужно будет при первом изменении этих документов (п. 7 ст. 2 Закона). Никаких конкретных сроков, в которые нужно это сделать, не предусмотрено. Кроме того, АО, которые отвечают признакам публичных АО, даже не нужно будет указывать в своем фирменном наименовании на то, что они являются публичными.

Отмечают специалисты и то, что данные поправки в ГК РФ направлены на гармонизацию российского гражданского законодательства с законодательством зарубежных стран, что поможет в привлечении в российский бизнес иностранных инвесторов.

В 2013 году в Российской Федерации произошла реформа гражданского законодательства. В ранее действовавшие нормы ГК РФ целой серией федеральных законов был внесен ряд изменений, направленных как на небольшие сугубо «технические» исправления ряда норм, так и в целом на приведение Гражданского кодекса в соответствие с изменившимися реалиями и на унификацию действующего в России законодательства с законодательством европейских стран с высокоразвитыми правовыми системами континентального права.

1 См. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

2 Его проводит аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом или его участниками.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

Источники:
На смену ОАО и ЗАО пришли публичные и непубличные общества
Законодательство — законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ
http://www.garant.ru/news/562532/
Перерегистрация акционерных обществ с 1 сентября 2014 года новые изменения в устав, новые наименован
Перерегистрация акционерных обществ с 1 сентября 2014 года: новые изменения в устав, новые наименования (публичные и непубличные АО)
http://tiramida.ru/news-pereregistraciya-ustava-zao-oao-2014-naimenovaniya-na-publichnoe-i-nepublichnoe-ao.php
Прощайте, ОАО и ЗАО
Законодательство — законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ
http://www.garant.ru/article/550522/

COMMENTS