Кованные диски

7 лучших производителей кованых дисков

Начиная разговор о лучших кованых дисках, сразу оговоримся: популярный среди автомобилистов термин «кованые диски» в корне неверен – реально алюминиевые сплавы обрабатывают изотермической штамповкой. Но этот термин настолько въелся в наш язык, что его употребляют и серьезные автомобильные издания. Ну что ж, и мы для удобства продолжим использовать его.

Сама по себе технология пришла к нам из авиационных цехов – стальные штампованные диски при всей своей дешевизне и способности переносить значительные деформации без разрушения оказались слишком тяжелыми, алюминиевое же литье из-за склонности к растрескиванию при ударных нагрузках делало жесткие приземления слишком опасными. Поэтому заготовки стали подвергать высокому давлению внутри разогретой матрицы, чтобы сделать кристаллическую решетку металла более плотной, одновременно избавив ее от опасных неравномерностей структуры – эта технология уже была обкатана на производстве отдельных узлов планера.

Из авиации многое приходит в автоспорт, и кованые диски – не исключение. В шоссейно-кольцевых гонках их главным достоинством стала возможность изготовления тонких ободов, значительно снижая инерцию колес, в ралли – высокая прочность. Ну а уже из спорта эти диски и получили «путевку» на дороги общего пользования стараниями тюнинг-ателье.

В итоге сейчас мы имеем на прилавках большой выбор различных кованых дисков, но все ли они стоят внимания? Что ж, сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Кованые диски какой фирмы лучше?» и разберемся с игроками на нашем рынке.

Кованые диски под маркой Slik выпускаются с 1992 года – если изначально тольяттинская фирма работала на нужды автоспорта, то впоследствии расширила свое производство, охватив все популярные типоразмеры во множестве дизайнов.

Как и прочие отечественные производители, компания не имела собственного литейного производства, выполняя только обработку дисков на из готовых штамповок. Основной поставщик производства – это КраМЗ, еще в советское время работавший на аэрокосмическую отрасль. Наличие на заводе прессов с мощностью до 10 килотонн позволило выпускать диски большого диаметра: меньшее усилие просто не может продавить заготовку.

На данный момент Slik – это один из немногих отечественных брендов, крепко удерживающихся на своем месте. В немалой степени этому помогает выпуск и доступных литых дисков «бюджетных» типоразмеров – увы, пример многих фирм, занимавшихся исключительно коваными дисками в нашей стране, показал, что удержать привлекательные цены при рентабельности производства, не уходя сугубо на экспорт, очень трудно.

  • Использование высококачественного сырья
  • Точность изготовления
  • Широкий выбор дизайнов и размеров
  • По прочности проигрывают старым ВСМПО
  • Отмечают проблемы с прочностью краски

Если большинство отечественных брендов «родом» из 90-х или начала 2000-х, то фирма MK-Design – более молодой игрок. Фактически название фирмы определяет и ее профиль – занимаясь исключительно дизайном колесных дисков, производство они «отдают на сторону», финишная шлифовка и вовсе производится (по уверениям рекламы) в Италии.

Как итог мы получаем широкую серию кованых дисков, весьма интересных внешне, но явно целящих исключительно в премиум-сегмент, отсюда, увы, и превалирующие над практичностью «рюшечки». Но, похоже, только таким образом фирма удерживается на плаву: бюджетных серий в каталоге M&K практически нет (самые дешевые диски – это MK-XLIII по 4000 за штуку, дальше ценник резко скачет к пятизначному), зато доля экспорта в их производстве может впечатлить.

Увы, красота не всегда идет на пользу: если легендарные ВСМПО, как о них говорили, можно погнуть только направленным взрывом, то M&K больше подойдут гламурным любителям погонять по МКАДу и покрасоваться на Смотровой.

  • Отсутствие внятной информации о производстве

О качестве дисков, выпускаемых под этой маркой, говорит хотя бы один факт: еще в 2011 году отечественная фирма из Тулы стала официальным поставщиком кованых мотоколес для Marchesini – фирмы, не только известной в среде любителей тюнинга спортбайков, но и поставляющей свою продукцию в паддоки MotoGP. Для автомобилей же выпускался широкий ассортимент дисков вплоть до экстремальных размерностей наподобие 10×22”.

Естественно, это внимание было заслужено не просто так – все заготовки для дисков «Магалтек» производились на КраМЗ на той же линии, что обслуживает и авиационные предприятия. Приобретая диски серии «Магалтек», можно быть уверенным в высоком качестве – при своем легком весе они избавлены от концентраторов напряжений в самых напряженных местах, что постоянно контролируется вырезкой контрольных участков из образцов каждой партии, в производстве применяется авиационный алюминиево-магниевый сплав (ближайший зарубежный аналог – это Al6061 aviation grade).

Увы, отечественный рынок кованых дисков становится все менее привлекательным для сбыта: со «сцены» ушли некогда культовые в среде тюнеров ВСМПО, СМК «Авиатехнологии», спектр предложений «Магалтек» из широкой серии дизайнов, выпускаемых под технические требования заказчика по посадочному размеру, сжался до нескольких вариантов готовых дисков в малом числе магазинов.

  • Все труднее приобрести: фирма все больше снижает темпы производства

Лучшие зарубежные производители кованых дисков (средний класс)

Итальянская компания – не новичок в своем деле: с 1971 года этот бренд стал узнаваемым в автоспорте, отметившись и в «конюшнях» Ф-1, и на автомобилях WRC. Что ж, богатое раллийное прошлое неплохо может рекомендовать прочность дисков со значком OZ на декоративном колпачке.

При производстве колесных дисков OZ Racing используется несколько этапов: сначала заготовки из алюминиево-магниевого сплава отливаются под низким давлением, чтобы избежать образования микропор и неоднородностей, затем проходят этап изотермической штамповки с последующим термоупрочнением. Примечательно, что часть своих заготовок фирма закупала все на том же краснодарском КраМЗе: итальянские специалисты высоко оценили качество продукции отечественного завода, не побоявшись ставить на эти колеса знаменитое клеймо.

К числу достоинств бренда отнесем доступность: компания, более 30 лет являющаяся поставщиком ведущих спортивных команд, выпускает и вполне бюджетную продукцию. Если, к примеру, диски Superleggera III в Москве обойдутся около 60 тысяч за штуку, то выставленный в качестве примера «юбилейный» диск, отсылающий к дизайну первых колес марки, обойдется в 19: с учетом неизбежной «доплаты за имя» это не так и много при таком качестве.

  • Применение полноценного цикла штамповки вместо упрощенного, как у более бюджетных производителей.
  • Говорящее само за себя имя.
  • Великовата переплата за бренд: российские производители могут предложить диски ничуть не хуже.

Но, если Вы принципиально хотите получить колеса «как в формуле 1», то в линейке Enkei есть и «чистокровно японская» серия, производимая по наиболее современным технологиям в самой Японии. Естественно, все это будет стоить уже совсем других денег.

Если говорить именно о кованых дисках (а в ассортименте Enkei есть, естественно, и «литье»), то наиболее привлекательна серия Racing: все диски этой серии производятся по фирменной технологии MAT (литье заготовки с последующей раскаткой обода). Поскольку для производства дисков таким способом не требуется прессовое оборудование огромной мощности, то себестоимость производства таких дисков удается удержать на приемлемом уровне при сохранении отличных характеристик.

  • Богатый выбор типоразмеров и дизайнов
  • Достаточно привлекательные цены
  • В сравнении с полноценной ковкой технология MAT проигрывает в прочности спиц и ступичного участка – отсюда необходимость утяжеления

Лучшие зарубежные производители кованых дисков (премиум-сегмент)

Представлять немецкую компанию BBS вряд ли нужно – почти за 50 лет истории небольшой завод разросся до международных масштабов, став официальным поставщиком на конвейеры многих фирм, включая Maserati, Rolls Royce и Ferrari. Именно ее инженерами в свое время были разработаны составные колесные диски с литой серединой и кованым ободом, ставшие предметом многократного копирования.

Что же до BBS Forged Series, то это, бесспорно, лучшие кованые диски, созданные по современнейшим технологиям. В процессе изготовления заготовки подвергаются давлению до 8 килотонн, что позволяет создавать легковесные внешне конструкции с большим запасом прочности и малым моментом инерции – а, в конце концов, именно за это мы и ценим кованые диски. Например, один колесный диск серии FI-D размером 12х20” весит всего 9,2 кг – столько обычно весит гораздо более скромное по габаритам 18-дюймовое «литье» пристойного качества.

Увы, за все приходится платить, и в данном случае буквально – оригинальные кованые диски BBS в нашей стране сейчас стоят… Хм… Пожалуй, цена комплекта из четырех колес многих заставит вспомнить, что их машина стоит примерно столько же.

  • Качество признанного мирового бренда
  • Одни из самых легких серийных кованых дисков

Американский (по утверждениям рекламы) бренд позиционирует себя как производитель дисков исключительно для премиального сегмента – так что на свой Lexus Вы что-то у них подберете, а вот на «боевую» Impreza STi – вряд ли. Впрочем, с точки зрения сугубо практической диски в подобной ценовой категории рассматривать бессмысленно, при всех достоинствах от них в первую очередь требуется «красивость», а не возможность выдержать пятиметровые прыжки.

Ну что ж, к качеству линейки кованых дисков Vissol Forged придраться нельзя, хотя и их дизайн, да и само название марки невольно отсылают к «соседям по Соединенным Штатам» – куда более прославленным Vossen. Похоже, брендомимикрия добралась и до премиальных сегментов, что большинству читателей этой статьи покажется скорее курьезом, чем реально полезной информацией: все же цена комплекта из четырех дисков Vissol заметно превысит порог 100000 рублей.

Тем не менее ехидно сообщим, что под брендом Vissol скрывается международная группа компаний YST Group, изначально называвшаяся… да-да, «ЯрШинТорг».

  • Широчайшее распространение по российской торговой сети.
  • Богатый выбор типоразмеров
  • Производство заграничное… Но с Востока или с Запада – вот вопрос.

Собирая информацию по наиболее широко представленным у нас в продаже маркам кованых дисков, мы не могли неоднократно отметить тот факт, что отечественная продукция в этом сегменте не просто оказывается дешевле импортной, но и не уступает ей в качестве. Да, это тот случай, когда задел авиационных (читай – в первую очередь военных) технологий смог найти себе новое применение и не ударить в грязь лицом: продукция мировых брендов выпускается по тем же технологиям, что и в России, и интерес зарубежных компаний к ней тому доказательство.

Жаль, что на нашем рынке трудно выжить с достаточно специфическим продуктом – легендарные ВСМПО не производятся уже пять лет, исчезли СМК, практически свернулось производство «Магалтек». Зато на рынок все активнее идут зарубежные бренды с азиатскими корнями производства, восполняя брешь, но ощутимо уступая в качестве.

Какие диски лучше: литые или кованые?

Для придания автомобилю спортивного вида, помимо спойлеров и модернизированных выхлопных труб, автовладельцы нередко прибегают к оснащению транспортного средства коваными дисками. Однако не каждый автолюбитель сможет с ходу сказать, какие диски лучше покажут себя при эксплуатации.

Кованые диски для автомобиля

То, каким образом производятся литые диски, понятно из их названия — они отливаются в готовые формы. Для их производства используется алюминиевая основа. Поэтому в европейских странах полученная продукция именуется просто алюминиевой. Реже используется сплав с добавлением магния.

Эксплуатационные особенности литого диска отличаются в зависимости от таких характеристик:

  • качества основного сплава;
  • формы для литья;
  • качества финальной покраски и обработки.

Литые колесный диски для автомобиля

Что касается кованых моделей, то они отличаются технологией, которая используется во время производства. Кованые диски штампуются в 2 этапа: первый пресс содержит усилие в 10 т, а второй — в 2 раза больше. После прохождения кованой заготовкой пресса, она отправляется на металлорежущий аппарат, где на ней будут вырезаны отверстия, спицы, а также обработаны края. Таким образом, кованые изделия по качеству являются лучше литых ввиду более сложных технологий производства. Кованые модели лучше противостоят ударам, редко гнутся и не разламываются. Ковка качественнее обычного литья тем, что во время обработки заготовки на ней не образуются поры и отверстия. А более тонкие стенки позволяют дискам весить гораздо меньше, чем литым моделям.

Некоторые считают, что именно ударопрочность и выступает главным недостатком такого диска — при ударе он уцелеет, но передаст всю свою силу на автомобильную подвеску. Из-за этого последняя должна быть усиленной.

Кованый колесный диск

После определения того, какие диски лучше, вам стоит понять, как отличать модели, изготовленные методом ковки, от литых. Это можно сделать, исследуя следующие параметры:

Таким образом, если вы хотите выбрать, какие комплектующие лучше ставить на авто как с обыкновенной, так и усиленной подвеской, и ваш бюджет не слишком ограничен, выбирайте изделия, сделанные методом ковки. Они более качественно произведены, прочны. Но при ударах изделий не лишним будет съездить на СТО и убедиться в отсутствии повреждений в подвеске.

Источники:
7 лучших производителей кованых дисков
Лучшие фирмы — производители кованых дисков — по мнению экспертов и по отзывам автовладельцев.
http://www.expertcen.ru/article/ratings/luchshie-kovanie-diski.html
Какие диски лучше литые или кованые
Особенности изготовления и технические характеристики кованных и литых дисков для автомобиля. Как отличить кованный диск от литого, а так же какие диски лучше.
http://okuzove.ru/poleznye-stati/kak-otlichit-kovanyj-disk-ot-litogo.html

COMMENTS