Старинные кресты на митру

Крест с полумесяцем

С детства я привык думать, что крест придумали христиане, что это символ того креста, на котором распяли христианского бога Иисуса Христа. Так мне объясняла моя бабушка Анна Григорьевна Галанина, так считали все мои земляки. Знаю, что так считает большинство жителей России сегодня. Совсем недавно, может быть лет пять или шесть назад, я начал в этом сомневаться. А когда увлекся историей России по-настоящему, то убедился, что это заблуждение. Крест как религиозный символ значительно древнее христианства, и христиане приняли этот символ вынужденно, так как не могли искоренить его в сообществах так называемых язычников, которых они обращали в «истинную веру». Язычники, став христианами, ни за что не хотели расставаться с древним символом — крестом. Вот тогда-то и появилась у христианских миссионеров мысль не отвергать крест, а принять его, но наполнить совсем иным содержанием, а именно сделать символом того самого креста, на котором казнили бога человека. Для этого, правда, пришлось немного изменить его форму, сделав крест неравносторонним. Позднее к одной перекладине добавили еще одну короткую в верхней части — там, где у Христа должна была находиться голова, добавили и еще одну перекладину внизу — там, где у Христа должны были находиться ступни ног. Так получился восьмиконечный крест, который мы видим у православных христиан. У католического и протестанского креста перекладина одна, их крест четырехконечный.

Однако как можно расценить факт почитания верующими орудия смерти Христа? Ведь крест (если взять церковную точку зрения, что Божий Сын был распят именно на кресте) является ничем иным, как оружием, которым убили Иисуса. Следовательно, христиане возносят славу этому орудию пытки и смерти! Мало того, люди, считающие себя «христианами», покрывают это оружие золотом, украшают его цветами, вешают на стены своих домов и себе на шею, целуют его и молятся с его помощью. Не является ли подобное отношение к орудию убийства полнейшей нелепостью и признаком отсутствия элементарного здравомыслия?

В древности было много иных орудий пыток и видов оружия для убийства и наказания преступников. Для этого использовались, например, кинжалы, копья, повешение на виселице, отрубание головы топором или забивание до смерти плетью. Так, Библия сообщает, что Иакова — брата Иоанна — «убили мечом» (Деян.12:2). Подумаем на тем, что стали бы делать «христиане», если бы Иисуса казнили каким-то подобным способом, а не распятием. Приходиться делать вывод, что в таком случае символом «христианства» вполне могла стать виселица, плётка или топор! И как итог — «христиане» молились бы этим предметам, ставили бы их на крыши своих церквей, покрывали золотом и учили бы свято почитать их, как символ человеческого «спасения». Можно ли себе такое представить?

Неудивительно, что подобное считалось недопустимым первыми христианами, которым и в голову не приходило делать из орудия смерти Христа почитаемую святыню! Как признаёт в своей книге Зенон Косидовский, «крест долго ещё оставался в их восприятии воплощением чудовищного унижения и смерти. Им трудно было привыкнуть к нему как к символу спасения и новой жизни, поскольку в повседневной действительности он был им знаком как жуткое орудие пытки, как символ смерти, а не торжества. Об этом свидетельствуют, в частности, фрески в римских катакомбах. Там изображены как символы Иисуса добрый пастырь, жертвенный агнец (в соответствии с пророчеством Исаии 3:7 и Иеремии 11:19), чаще всего — таинственный знак рыбы, креста же нет нигде» (Сказания евангелистов. М., 1977. С.215).

Согласно книге «У истоков христианской церкви», у христиан крест не сразу стал важнейшим символом новой религии. В раннем христианстве, в I, II и даже в III вв., крест как орудие казни Иисуса Христа презирался верующими. В этой связи Минуций Феликс писал: „что касается крестов, то мы их совсем не почитаем; нам не нужны они, нам христианам; это вы язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты» (Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М., Наука, 1967. С. 83).

«Даже крест не служил в качестве украшения церкви. Старейшим символом Христа была рыба (II столетие); на древнейших пещерных могилах он изображается как добрый пастырь . Первые христиане не почитали крест, как символ добродетели, а скорее рассматривали его, как «проклятое дерево», как орудие смерти и позора. Апостолы не почитали крест и не говорили о кресте, который нужно подвесить на цепочку и носить на шее или в руке, как амулет или брелок. В Римской империи казнь на кресте считалась позорной, поэтому первые христиане крест ненавидели». (Инна Смирнова. Тайная история креста. Москва: «Эксмо», 2007. С.47).

Фото 1. Войско язычников. На знаменах изображен равносторонний четырехконечный крест — символ Солнца. Это крест животворящий.

Фото 2. Церковь в селе Семеновское Ярославской области. На куполах установлен восьмиконечный православный крест.

Общеизвестно, что равносторонний крест — это символ солнца. Такой крест встречается на буддийских храмах и вообще широко представлен в Китае, Японии, Индии, Непале, Тибете. Крест на языческом храме можно видеть на римской монете 311 г.; кресты встречаются и на изображениях языческого божества Митры. Начертание креста было обнаружено в свое время и на древних монументах в доколумбовой Америке.

Культ креста был у индейцев Северной Америки: они ассоциировали крест с солнцем; одно индейское племя с незапамятных времен называло себя крестопоклонниками. Крест носили и славяне-язычники, так, у сербов в свое время различался христианский крест («часни крст») и крест языческий («пагански крст»).

Восьмиконечный крест венчает маковки большинства православных церквей, это видели все.

Фото 3. Восьмиконечный православный крест.

Но маковки некоторых русских церквей украшает крест с полумесяцем в основании или, говоря точнее, крест, в основании которого помещен полумесяц. Каково происхождение такого креста, что обозначает такой крест, с какой христианской или дохристианской традицией он связан? Православная церковь вразумительного ответа на эти вопросы не дает.

Фото 4. Восьмиконечный православный крест с полумесяцем в основании.

Фото 5. Древний равносторонний крест с полумесяцем на кельтском захоронении. Время захоронения не менее 2,5 тысяч лет назад.

Фото 6. Ваджра в буддизме — очень важный символ мужского начала, власти над четырьмя мирами, мудрости. Бывают ваджры двухконечные и четырехконечные. По всей вероятности, двусторонние ваджры в глубокой древности служили орудиями ритуальных убийств. В буддизм ваджра пришла из черной религии бон. Но в основе четырехконечной ваджры лежит равносторонний крест.

Фото 7. Сложный равносторонний крест — символ связи этого и потустороннего мира мира. Распространен у сторонников религии бон и у буддистов Тибета и Монголии.

Фото 7а. Древнеегипетский символ Мироздания, сотоящий из трех переплетенных треугольников, черного и белого, вписанных в круг. В центре находится крест, который означает вечное начало жизни. В наше время шестиугольная звезда используется в иудаизме, а весь символ — у масонов.

Вопрос о происхождении креста с серпом в основании волновал еще Максима Грека,. который называл серпик в основании креста «аки месяц млад». Уместен и еще один вопрос: является ли крест с полумесяцем в основании чисто русским явлением? Обычно считают, что такого рода кресты появились после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством. Но крест с полумесяцем на куполе мы видим на владимирском Дмитриевском соборе, построенном задолго до появления татаро-монгол на Руси, а именно в 1194–1197 гг. Этот крест сохраняет свою первоначальную форму. Такие же кресты имеются и на других древнейших и современных православных храмах.

Такие кресты встречаются на изображениях церквей на миниатюрах и клеймах икон. Так, например, мы встречаем его на миниатюрах Служебника Антония Римлянина начала XIV в., Федоровского евангелия 1321-1327 гг., Симоновской псалтыри второй четверти XIV в., хроники Георгия Амартола середины XIV в., Сильвестровского сборника XIV в., Псалтыри 1424 г . Кирилло-Белозерского монастыря, Лествицы конца XV в., на клеймах киевской иконы Николы Зарайского начала XIV в., новгородской иконы Николы с житием из церкви Бориса и Глеба ХIV-XV в. и на иконе Николы Можайского из Троице-Сергиева монастыря начала XV в. Отметим еще аналогичную конфигурацию креста на посохе апостола Петра, изображение которого представлено на Великом Сионе XII в. из новгородского Софийского собора, а также на посохе Иоанна Предтечи на миниатюре Симоновской псалтыри XIV в.

Фото 8. Четырехконечный крест с серпом в основании.

Фото 9. Четырехконечные кресты с полумесяцем на куполах православного храма.

Фото 10. Кресты с полумесяцем на куполах храма в г. Загорске.

Фото 11. Кресты с полумесяцем на куполах православного храма в окресностях города Холмогоры в Архангельской области.

Фото 12. Литовский крест с полумесяцем.

Кресты такой формы распространены и в Литве, где они встречаются на придорожных, памятных и поклонных местах. Великое княжество Литовское образовалось в результате присоединения к исторической (этнической) территории Литвы восточнославянских земель, на которых проживали православные христиане, а литовцы. вплоть до XIV в. были язычниками. Следовательно, первыми христианскими храмами на территории Литовского государства были православные церкви. После официального крещения Литвы в конце XIV в. и принятия ею католичества в 1385 г . православие здесь вытесняется католичеством. Однако следы древнейшего православного влияния обнаруживаются в форме некоторых литовских крестов. Таким образом, русские и литовские кресты с полумесяцем могут иметь общее происхождение.

Фото 13. Крест с полумесяцем и свастикой на куполе одного из храмов в Ярославской области.

Христос предстает как солнце, заходящее под землю и восходящее из-под земли, а Богородица – как луна, его родившая. Таким образом, сочетание креста и полумесяца взято из языческой солярно-лунной символики, но наполнено иным смыслом и символизирует соединение Христа и Богородицы, а поскольку Христос ассоциируется с солнцем, а Богородица с луной, это сочетание и в христианстве оказалось весьма устойчивым.

Фото 13а. Изображение крестов на кувшине. Европа до принятия христианства.

Фото 13б. Равносторонний крест в королевской символике в Западной европе.

Фото 13в. Так называемый якорный крест. По всей вероятности это не изображение якоря, а соединение древнеегипетского креста с полумесяцем. Символ мужского (крест) и женского (полумесяц) начал.

Фото 13г. Крест-свастика на немецкой каске времен второй мировой войны. Гитлеровцы считали его арийским знаком и присвоили его, не зная, что этот знак использовали не только в Тибете, но также гунны, монголы и славяне. Ныне он является государственным символом в Монголии.

Фото 14. Изображение Богоматери Христа.

Сочетание звезды и полумесяца широко распространено на Востоке. Это сочетание было некогда государственной эмблемой сасанидского Ирана, затем стало символом ислама. Разносторонний крест с полумесяцем у христиан и звезда с полумесяцем в исламе обнаруживают разительный параллелизм, так как Солнце является звездой. Во время Крымской войны (1853-1856) в турецкой армии был казачий отряд (старообрядцев-казаков), успешно сражавшийся с русскими войсками. Султан Абдул-Меджид вручил казакам знамя с изображением креста и полумесяца — как символ, объединяющий мусульман и православных.

Равносторонний крест, вписанный в круг, был распространенным символом у кельтов более четырех тысяч лет назад. Но такого рода кресты встречаются не только у кельтов, они были и на Руси до принятия христианства. Согласно Павлину Ноланскому († 431), круг около креста обозначает небесную сферу. Купольные кресты на русских храмах нередко объединены с солнечными лучами, расходящимися от средокрестия. Хождение посолонь (по солнцу) во время крестного хода, на котором настаивали в свое время противники патриарха Никона, может пониматься как своеобразное изображение креста — свастики.

Фото 15. Сложный крест вписанный в круг. Здесь восьмиугольный православный крест изображен на равностороннем языческом четырехугольном кресте вписанном в круг. Малые кружки, насаженные на круг, надо полагать, символизирют планеты и звезды, которые находятся на разных уровнях небесной сферы.

Фото 16. Казнь на кресте.

Но даже спустя 5 веков после рождения Христа христианский проповедник Евсевий Александрийский (ок. 500 г.) писал: «Горе тем, кто поклоняется солнцу, луне и звездам. Я знаю многих, кто поклоняются солнцу и молятся ему, говоря „Помилуй нас", и так поступают не только солнцепоклонники и еретики, но также и христиане, отступая от веры, смешиваются с еретиками».

В древнерусском «Поучении отца духовного к детям духовным» осуждается тот, «кто. кланяется солнцу, или луне, или звездам, или иному чему, то есть поганой закон». В «Сказании о порядке освящения храмов» ( 1481 г .) содержится протест против тех, кто отождествляет Христа с солнцем и молится солнцу, луне и звездам, кто придает особое значение движению посолонь: «Проклинаю иже Христа глаголющих быти солнца и молящихся солнцу, и луне, и звездам и всяко тем яко богом внимающих и светлейшая боги нарицающих и иже не к востоку точию истинному Богу молящихся, но солнечному двизанию внимающих».

Однако тщетны были потуги отцов церкви христовой побороть поклонение солнцу как богу небесному. До нас дошло дело о старообрядце Василии Желтовском (1680-е гг.), который не ходил в никонианскую (новообрядческую) церковь, говоря: «Бог наш на небеси, а на земле Бога нет», и «крестился, смотря на солнце».

Фото 17. Четырехконечный усложненный крест с полумесяцем на православном храме в г. Владимире. На трех концах расположены кружки, в которые вписаны четырехконечные кресты с полумесяцем.

На востоке, согласно библии, бог насадил рай. Запад предстает, таким образом, как область сатаны, а восток — как область Христа. Этому следует обряд в православном крещении, священник обращает крестящего сначала на западъ и говорит: „Отрицаеши ли ся сатаны. "». После этого обращаетъ его к востоку и говорит ему: „Сочетаваеши ли ся Христу?"». Каппадокийский христианин аскет Элпидий, например, никогда не поворачивался на Запад и не смотрел на солнце после шестого часа, когда оно начинало клониться к закату. Хазары, убежденные христианской проповедью, под страхом смерти запрещали кланяться на запад. Иосиф Волоцкий в начале XVI в. упоминал о том, что некоторые не поклоняются иконам и церквам, находящимся на западе. Вообще обращение на восток аналогично обращению к небу, и тем самым противопоставление востока и запада соответствует противопоставлению неба и преисподней.

Удивительно, но это действительно так. Все страшные беды в Россию приходили и приходят с Запада. Вот и сейчас, как только начали россияне «молиться» на запад и преклоняться перед всем западным, так сразу запахло на Руси погибелью. Спасает же Россию всегда Восток: с востока пришла в XIII веке сила, которая помогла остановить натиск тевтонов и предотвратила онемечивание Руси, с востока в начале XVII века пришла сила, освободившая Москву от продажных московских бояр и поляков, с востока пришли войска, которые в декабре 1941 года остановили фашистов под Москвой. И сегодня нефтью и газом с востока спасает Россия свою экономику от полного краха и богатеет (некоторые из россиян), как когда-то богатела она (тоже некоторые из россиян) мехами с востока. Есть о чем задуматься россиянам. Спасение следует искать и сегодня не на западе, а на востоке, ибо "горит Восток зарею новой".

При распространении христианства — в самые разные исторические периоды и в разные этносы — церковь определенно и целенаправленно приспосабливалась к язычеству, в частности, к языческим празднествам и к языческим обрядам. Она сознательно приспосабливалась к уже существующим формам, стремясь придать им новый смысл, переосмыслить их в новом христианском ключе, стремясь приспособить их к новым верованиям. Символика, используемая в христианстве, часто гораздо древнее христианства, в искаженном новыми верованиями виде эта символика дошла до наших дней. По словам современного историка церкви, «христианство восприняло и сделало своими многие „формы" языческой религии. потому. что весь замысел христианства в том и состоит, чтобы все „формы" в этом мире не заменить новыми, а наполнить новым содержанием.

Соответственно, целый ряд обрядов и целый ряд моментов культового поведения обнаруживает несомненное языческое происхождение, например, обычай носить нательный крест, заменивший языческие наузы, культовая роль яиц и куличей в пасху (у язычников так поклонялись фаллосу), а также восковых свечей и почитание сакральных изображений — икон.

Первоначально в христианстве было течение иконоборцев, которые пытались искоренить этот языческий обычай. Но не тут-то было! Пришлось смириться церкви и с почитанием икон. Таким же образом объясняется и сочетание креста и полумесяца, которое приобрело в христианском культе принципиально новое содержание.

Фото 18. Древнеегипетский крест crux ansata, символизирующий фаллос.

Эдвард Карпентер (Edward Carpenter , op . cit ., p .183 ) писал: «Хорошо известный Т-образный крест использовался в языческих странах как изображение мужского члена. В разных культурах крест имел самые различные значения. Иногда он символизирует фаллос, а иногда планету Венера». А в книге «Краткая история фаллических культов» мы находим такое заключение: «Кресты различной формы повсюду встречаются на египетских монументах и гробницах. Многие специалисты считают их символами либо фаллоса (изображения мужского полового органа), либо совокупления».

В египетских гробницах crux ansata соседствует с фаллосом (Cutner H. A., Short History of Sex-Worship , Лондон, 1940, стр.16,17). В виду подобных фактов, а также того, что «христиане» столь привычно почитают этот символ, вовсе не кажется удивительным критическое отношение к ним со стороны других верующих людей. Так, например, индолог Свами Шанкарананда сослался на то, что крест — фаллический языческий символ, а значит, заключает он, «христиане. участвуют в фаллическом культе» (Sankarananda S. The Rigvedic Culture of the Pre-Historic Indus ).

Фото 19. Перевернутый крест — символ сатаны.

Настораживающим является известный факт использования креста в качестве одного из основных символов в культах поклонников Сатаны. Пожалуй, наиболее известным здесь является перевёрнутый крест. Согласно одной из трактовок, поднятый верху нижний конец такого креста символизирует превосходство Сатаны над тремя лицами Троицы.

Древние славяне верили в Белобога и Чернобога как в две ипостаси бога единого. Христиане же исключили из сонма божеских ипостасей Чернобога, но Белобога они представили в виде святой троицы — бог отец, бог сын и бог святой дух. Чернобог в христианстве превратился в Дьявола.

Однако все, что происходит в этом мире, имеет два оттенка: белое и черное, добро и зло, хорошее и плохое, жизнь и смерть, мужчина и женщина, притяжение и отталкивание, любовь и ненависть и т.д. И мир есть равновесие противоположностей. Как только одна противоположность где-то начинает преобладать над другой, так сразу случается в том месте и в то время беда. В этой истине убеждаемся мы постоянно, эта истина составляет суть диалектики.

Фото 20. Автор на жертвенном камне. Этот камень я нашел в 2007 г. в 50 метрах от того места, на котором еще в 1955 году находилась православная церковь Рождества Христова в селе Всехсвятское на севере Ярославской области.

В этой статье я не претендую на истину в последней инстанции. Но мне хотелось обратить внимание читателей на часто встречающиеся факты, связанные с христианской символикой, и заставить задуматься над ними. Далекое прошлое пришло к нам в виде вполне привычных вещей, которые несут немалую информацию о тех людях, которые жили за тысячи лет до нас. В древней символике отражены представления древних о Мире и месте в нем Человека, и надо признаться в том, что эти представления не были примитивными. Просто древние при постижении Мира больше нас пользовались символами и аллегориями, их мышление было более образным, чем наше. Образы богов и всевозможных духов заменяли им понятия, которыми пользуемся мы. В общем, здесь есть над чем задуматься .

Христианская религия не возникла на пустом месте, она вобрала в себя многие верования, существовавшие задолго до рождения Христа. Многие культы и обряды пришли в христианство из религии бон, из буддизма, из митраизма, из ведических верований, из древнерусской религии, которую называют язычеством. Но больше всего христианство переняло у солнцепоклонников.

Митра — персидский бог Солнца. Согласно преданиям, он был сыном непорочно зачавшей небесной девы и родился 25 декабря в пещере. У него было 12 учеников. Он был убит, взяв на себя грехи своих последователей, воскрес и ему поклонялись как воплощению Бога. У митраистов было семь святых таинств, среди которых есть крещение и причастие, когда "причащающиеся вкушали божественную природу Митры в виде хлеба и вина". Знак креста носили на лбу почитатели Митры. Он получил религиозно-мистическое значение у галльских друидов (кельтов). В Древней Галлии изображение креста встречается на многих памятниках. Две статуэтки галльского бога с крестами на одежде хранятся в Лувре. Свастика изображена на маленьком галльском алтаре в музее Тулузы, а крест – на галльском алтаре четырёхугольного дома в Ниме.

Осирис — египетский бог Солнца. Родился 29 декабря от Девственницы, называемой "девой мира". У него было 12 учеников, один из них Тифон предал его, в результате чего он был убит, погребен, но затем воскрес после пребывания в аду в течение 3 дней. Его считали воплощением Божества, и он был третьим в египетской триаде богов.

Известно, что крест использовался в качестве священного символа в древних религиозных практиках Египта, Сирии, Индии и Китая. «Крест, называемый crux ansata [крукс ансата — крест с петлей или ушком наверху]. держали в руках египетские жрецы, а также цари, которые в то же время были верховными жрецами. Он служил символом их власти, как представителей бога солнца, и назывался „знаком жизни“» (« Colonel J. Garnier, The Worship of the Dead» , Лондон, 1904, стр.226). Другое название для анха — сrux ansata [т.е. «крест с петлей (с ушком)»], он служил эмблемой египетских богов и символом бессмертия».

Индейцы навахо носили на груди серебряные кресты, которые должны были защищать их от злых духов. Они верили, что с помощью креста, сложенного из веток так, чтобы его концы точно указывали на север, юг, восток и запад, можно исцелить любую болезнь, стоит только положить больного на этот крест.

Имеется коллекция крестов и в Бесплатной Ливерпульской библиотеке» (Абдулу Хамиду Кадри «Догматы христианства». Глава 3. Христианские доктрины. Крест).

Известный путешественник капитан Джеймс Кук был поражён обычаем туземцев Новой Зеландии ставить на могилах кресты. (Ю.Панасенко, А.Шмаро «Крест, титло». Наука и религия, 1992, №9).

При подготовке этой статьи мной были использованы следующие источники информации:

Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. — М.: Языки славянских культур, 2006, с. 225-258.

Успенский Б.А. Солярно-лунарная символика в облике русского храма // Материалы Международной церковной научной конференции «Богословие и духовность», Москва, 11-18 мая 1987 года. — Ярославское Рериховское общество "Орион": электронный ресурс. Режим доступа: http://yro.narod.ru/

При составлении этой веб-странички я, естественно, пользовался многими источниками. В заключении хочу выразить признательность сайту Google Earth. С этого сайта мной позаимствованы некоторые фотографии. Выражаю также благодарность основателю сайта "Википедия" Джимми Уэйлсу. При написании этой статьи я также использовал информацию из книги Алексея Бычкова " Киевская Русь. Страна которой не было?", изданную в 2005 г. издательством АСТ.

Пять любопытных фактов из мира священнических одежд

Православие.фм представляет вниманию читателей несколько интересных фактов об облачении русского духовенства, которые известны не всем. Удивите своих православных друзей эрудицией!

Церковь — это царство не от мира сего, корабль спасающихся. И это подчеркивается каждой ее гранью, каждой деталью. В том числе и облачением духовенства.

Идет по улице бородатый гигант и ты по одеждам сразу же понимаешь — это священник. Стоит на богослужении архиерей в полном облачении и ты думаешь — вот он, воистину представляющий сейчас собой Господа в его величии и славе.

Но священники и епископы так, как сейчас, выглядели далеко не всегда — облачения менялись с течением времени, некоторые предметы, вполне утилитарные, сакрализировались, получая соответствующие богословские толкования и становились частью церковной традиции. Скажем кое-что интересное об облачении:

1. Митра — погребальный сударь или терновый венец Христов?

Это как раз тот случай, когда ряд богословских толкований, данных предмету облачения Церковью, и в голову не придет человеку, начавшему посещать храм недавно. Митру часто символически связывают с терновым венцом, возложенным легионерами Пилата на голову Спасителя или с погребальным сударем — специальной повязкой, которой было покрыта при погребении Его голова.

Но глядя на прекрасную, богато изукрашенную корону на голове епископа или заслуженного священника, думаешь о ней скорее, как о символе духовной власти, чем как об орудии Страстей Господних или погребальной пелене. И это тоже будет справедливо, так как еще одно символическое толкование митры возводит ее к увясло — богослужебной повязке первого епископа Иерусалима Иакова Брата Господня и к кидарю — головному убору первосвященника Аарона.

А еще митра, является прообразом тех золотых венцов, которыми будут венчаться праведники в Царствии Небесном.

В Русской Православной Церкви митры положены только архиереям или священникам — в качестве особо почетной награды. Такие священники называются митрофорными. Архиерейские митры отличаются от священнических тем, что увенчаны небольшим крестом.

Интересно, что в Александрийской Православной Церкви митру при богослужении дозволяется носить даже пономарям, а глава католиков — папа римский до второй половины XX века носил на голове тиару (вариант митры) с тремя коронами — как символ аж тройной своей власти — над государством Ватикан, над всей Церковью (из-за чего и произошло великое отпадение католиков от Православия) и верховной власти над государями Европы.

2. Чудной воротник русской фелони.

Богословское толкование этой детали священнических одежд идентично с толкованием архиерейского омофора: священник — это добрый пастырь, ревностно наблюдающий за вверенным ему Богом стадом и не стеняющийся поднять на свои плечи заблудшую отбившуюся от стада овцу.

Но если мы сравним русскую фелонь с греческой (на фото два священника в русских и один — в греческой), то увидим, что никакого стоячего воротника на ней нет…

Почему? Потому, что в греческих храмах тепло даже зимой, а в наших храмах раньше было холодно. Очень холодно. До XVII века русские храмы не отапливались и зимой по ним гуляли сквозняки, а прихожане на богослужение приходили в шубах.

И тогда появился стоячий воротник на фелони — чтобы священнику не продувало хотя бы шею. Кстати, традиция отпускать длинный «хвост» волос также связана с этим прискорбным обстоятельством.

3. Сулок на жезле архиерейском.

Нигде кроме Русской Православной Церкви данная деталь богослужебного облачения также не встречается. И связано ее появление опять же с нашим «лучшим другом» морозом.

Драгоценные богослужебные жезлы чаще всего выполнялись из металла. А ведь архиереям приходилось много служить и на улице, например, освящать воды в праздник Крещения Господня. И прикасаться при этом к ледяному металлу радости было мало.

Поэтому в середине XVII века был придуман сулок — специальный четырехугольный тканевый плат, сложенный вдвое и подвязываемый под поперечную перекладину жезла. Нижняя часть отделяла пальцы епископа от холодного металла, а верхняя — прикрывала голую руку от мороза.

С течением времени сулки становились произведением церковного искусства, а иногда и наградой иерарху, но сегодня ситуация уже иная — они есть абсолютно у всех русских архиереев, а жезл без сулка — отличие и привилегия патриарха.

В толковании сулок символизирует Божественную благодать, покрывающую человеческие немощи архиерея в деле управления Церковью.

4. Только черные подрясники?

Среди большинства жителей России отчего-то преобладает мнение, что подрясники священников могут быть черными и только черными… Прямо как автомобили Генри Форда.

На самом деле это далеко не так. Только черные подрясники носят, преимущественно, монахи. Этот цвет облачения символизирует покаяние и скорбь о совершенных грехах(потому же черные богослужебные облачения используются в Великий пост), а монашество — чин кающихся.

Женатые же (их еще называют «белые») священники свободны в выборе цвета подрясников и в обыденной жизни носят их черные, серые, светло серые (почти белого цвета) и фиолетовые.

В то же время, еще с XVII века среди священников кафедральных соборов и крупных городских храмов прижилась традиция надевать подрясник под цвет текущего праздника. Соответственно, они бывают красными (в день Воскресения Христова), зелеными (в день Святой Троицы), голубыми (в день Рождества Богородицы), белыми (на Преображение Господне) и желтыми — всех принятых в Православной Церкви символических цветов.

5. Бывают ли священники без креста?

Сейчас и в Русской Православной Церкви — точно нет. Все мы привыкли, что священник, даже если не на службе, все же носит необходимый минимум облачений — наперсный крест и подрясник.

А вот почти до самого конца XIX столетия кресты у священников являлись скорее исключением, чем правилом.

До ХVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты. Крест на груди свидетельствовал о том, что его носитель — это служитель Господа Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира и должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему.

В конце XVIII — начале ХIХ века священников стали награждать крестами — в особых случаях. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора (и потому называвшиеся «кабинетными»). Иногда они использовались в качестве награды для заслуженных священников и внутри страны.

Если посмотреть на портреты священников времен Крымской войны, можно увидеть у некоторых из них на груди 1-2 креста на матерчатых лентах. Это «Георгиевский» и «Владимирский» кресты, которым награждалось за доблесть военное духовенство.

Примерно в это же время появился современный крест с украшениями — в качестве награды архиереев для заслуженных клириков своих епархий.

Таким образом, у священника XVIII века наперсный крест отсутствовал, а в XIX столетии этих крестов на груди могло быть до 4-х.

Наконец, в 1896 году императором Николаем II, именным указом от 14 мая в обиход был введен священнический наперсный крест в качестве «знака отличия всякого священника и иеромонаха». Этот привычный нам серебряный крест восьмиконечной формы с тех пор возлагается на каждого нового священника при архиерейской хиротонии.

С годами и заслугами он может быть заменен четырехконечным золотым крестом а потом, в свою очередь, крестом с украшениями если на то будет воля архиерея.

Дополнительный крест сейчас тоже можно встретить — но в качестве награды лично от патриарха. Его отличает форма лучей «ласточкин хвост», «сияние» вокруг них и митра в навершии.

Навигация по записям

Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект — поддержите нас удобным для Вас способом!

(Вы можете самостоятельно указать сумму)

Новости

Благотворительность

Поддержите! Без Вас мы не справимся!

Мы в Фейсбуке

Внимание

Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект — поддержите нас удобным для Вас способом!

(Вы можете самостоятельно указать сумму)

Ризница и библиотека монастыря

До своего закрытия в 1931 году Высоцкий монастырь обладал богатейшей ризницей. Располагается она над Никольской церковью на втором этаже. В начале XX века среди прочего там хранились две ризы, принадлежавшие Преподобному Сергию Радонежскому, покровцы и пелена, вышитые старинной русской вышивкой (XVII в.), более 20 напрестольных крестов — серебряных, вызолоченных, резных кипарисных и др., различная церковная утварь, митры, среди которых были настоящие произведения искусства. Во времена советских гонений почти вся ризница была сокрыта монахами и до настоящего времени не найдена.

В книге Д.К. Тренева «Серпуховский Высоцкий монастырь» описаны наиболее интересные и замечательные предметы из коллекции монастырской ризницы конца XIX — начала XX вв. Из напрестольных крестов особо выделялись следующие:

1. Кипарисный крест Афонской работы. По обеим сторонам креста располагалась резьба, изображающая праздники Господни и Святых. Во вкладной книге упоминается, что «в 1627 году июня в 10 ден., великий государь святейший патриарх Филарет Никитич московский и всея России дал вкладу крест напрестольный, резь греческая, простой, за 20 руб»;

2. Крест серебряный напрестольный 1599 года, чеканный, с зеленой и синей эмалью.

Из 11 митр, хранившихся в монастырской ризнице, сохранились две, которые ныне хранятся в Серпуховском историко-художественном музее: 1. Митра из золотого глазета с чеканными серебряными накладками, со следующими изображениями: наверху — Знамения Божией Матери, ниже, кругом митры, на 8 дробницах, — Спасителя и Святых, а между ними и несколько выше, в кругах — изображения херувимов. На серебряном вызолоченном обруче, внизу митры имеется надпись, из которой видно, что она сделана в 1702 году при архимандрите Герасиме;

2. Митра в виде круглой шапки, опушенной внизу горностаем, шитая золотом и серебром. На верхней внешней ее части вышит образ Знамения Пресвятой Богородицы, а вокруг — изображения Спасителя и Святых. Лики всех изображений шиты шелком. Внизу, вокруг митры, находится следующая надпись: «Сия митра устроена в лето 7144 (1636 г.) Вознесенскаго монастыря старицею Феодосиею».

Среди святых Евангелий, хранившихся в ризнице необходимо отметить следующие:

1. Рукописное лицевое Евангелие, второй половины XVII века. Надпись по страницам гласит, что оно поступило в Высоцкий монастырь при архимандрите Герасиме в 1608 году. Перед каждым Евангелием нарисовано на полной странице соответствующее изображение Евангелиста, а в начале текстов написаны золотом и черной краской виньетки с заставками. На полях Евангелия нарисованы акварелью миниатюры, иллюстрирующие текст, и весьма интересные в иконографическом отношении;

2. Евангелие. Напечатано в Москве в 1634 году. На верхней доске его оклада изображены на 9 серебряных накладках Распятье, Евангелисты и следующие иконы: Спаса Нерукотворенного, преподобного Сергия и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Из складней, хранившихся в ризнице обители, достойны внимания следующие:

1. Складень девятистворчатый, медный, с цветной эмалью и со вставленными в него резными, деревянными иконами. Конец XVII века.

Скадень 9-ти створчатый. XVII в. Дерево, резьба, медь, позолота, филигрань. СИХМ

2. Большой складень или киот, в виде шкафчика, за которым упрочилось издавна наименование: «Походная церковь царя Бориса Годунова». Этот интересный памятник старины описан подробно в издании 1902 года Д. К. Тренева: «Походная церковь, в виде шкафчика, XVII века в Серпуховском Высоцком монастыре».

По записям вкладов XVI-XVIII вв. можно судить о большой по тем временам библиотеке Серпуховского Высоцкого монастыря. С начала XVI века до начала XVIII века в монастырь было вложено более 70 печатных и рукописных книг, некоторые из них представляли собой богато оформленные уникальные экземпляры.

К началу XX века в монастырском архиве не сохранилось почти никаких подлинных царских жалованных и льготных грамот, за исключением льготной 1572 г., испрошенной монастырем после опустошительного погрома хана Девлет-Гирея, и грамоты XVI века о сборе денег с лавок монастырских крестьян. К тому времени сохранилось в монастыре более ста различных документов. Они заключали в себе патриаршие и царские указы, следственные дела о духовенстве, тяжбенные дела о правах монастыря на владения землями и крестьянами и т. д.

Из рукописных книг необходимо выделить лицевое Евангелие XVII века. Большинство остальных рукописных книг относится к XVIII веку или к концу XVII века. Писатель отмечает среди них рукопись «Летописец великой земли русской». Эта рукопись представляет собою сборник разнообразных статей, повествующих о происхождении Русской земли, ее истории, кончая царствованием Михаила Федоровича, и о многом другом. Заканчивается она жизнеописанием патриарха Никона. Книга эта, согласно имеющейся надписи, написана при архимандрите Герасиме в 1735 году. В трех следующих рукописных книгах излагаются житие и сказание о чудесах преподобного Афанасия Высоцкого. Первая из них написана в 1698 году при архимандрите Герасиме; вторая в 1720 году при том же архимандрите, и содержит в себе, кроме жития, еще службу преподобному Афанасию Высоцкому. Третья книга, как и первая, подобного содержания, но более позднего времени.

Из старопечатных книг монастырской библиотеки указываются следующие:

1. Библия, напечатанная в Москве в 1663 году;

2. Три книги «Маргарита св. Иоанна Златоуста», напечатанные в Москве в 1698 г.;

3. «Обет душевный», сочинение С. Полоцкого, напечатанная в Москве в 1681 г.;

4. Две книги «Скрижаль духовная», напечатанные в 1636 году в Москве.

В этих книгах на листах имеется следующая надпись: «По указу Государя Царя Петра Алексеевича пожалована ближним Боярином Князем Петром Ивановичем Прозоровским по преосвященном Митрополите Иосифе Псковском»;

5. «Вечеря душевная», книга проповедей Симеона Полоцкого, напечатанная в Москве в 1683 году;

6 .»Жезл правления», напечатанная в Москве в 1666 году;

7. «Ключ разумения», священника Голятовского, напечатанная в Киеве в 1639 г.;

8. «Патерик Печерский», напечатанный в Киеве 1636 году;

9. «Требник», напечатанный в 1646 году;

10. «Книга учительнаго Евангелия» иермонаха Кирилла Транквилиона,

напечатанная в 1619 году;

11. «Руно орошенное» 1683 года, напечатанная в Чернышеве.

Назад к «ИСТОРИИ»

Господа нашего Иисуса Христа Митра Архимандрита Герасима. (1702г.) Верхняя часть митры архимандрита

свт. Феофана Затворника Евангелие. 1634. Москва. Печатный двор. Личные вещи св. прав. Иоанна

князей Александра Невского

и Даниила Московского

Васильевича IV Высоцкому монастырю Четвероевангелие конец

16 начало 17 веков Иоанн Златоуст.Поучение.Печатный

Старинные кресты на митру

БЦ «Берта Хаус» офис 3

Старинные кресты распятия

Купить старинные бронзовые кресты и старинные распятия.

Первые кресты, появившиеся на Руси, были привозными, но постепенно русские православные мастера освоили производство мелкой религиозной пластики в Киеве, а затем и в других местах. Древние меднолитые кресты были очень маленькими, и это понятно: слишком дорог и дефицитен был металл, а потому, чтобы сделать крест-тельник доступным всем, и отливали крестики маленькими.

Интересно, что первые кресты не несли на себе изображений и были односторонними, то есть скромный узор украшал только лицевую сторону креста-тельника, потому что отливались они в одностороннюю форму. Древние крестики встречаются и с разноцветными эмалями, они прекрасно сохранились до наших дней!

Постепенно производство меднолитых крестов разрасталось, а открытые собственные месторождения меди позволили не только разнообразить ассортимент продукции медниц (литейных мастерских), но и увеличить размеры изделий.

Не стоял на месте и процесс усложнения форм старинных крестов, икон, медальонов, панагий, складней. Ранее применявшиеся лишь изредка двухсторонние формы для литья теперь использовались повсеместно, благодаря чему старинные кресты тельники получили рельефные изображения на лицевой поверхности и на оборотной стороне! Кресты тельники и старинные распятия украшали разноцветными эмалями, что делало их очень красивыми, эстетичными, привлекательными.

Но несовершенство гайтана – нити для подвешивания крестиков-тельников и активный крестьянский образ жизни людей приводили к тому, что крестики часто терялись.

Настоящий расцвет производства меднолитых крестов и икон происходит после церковного раскола. Именно раскольники, староверы, уходя в труднодоступные места, прячась от преследований и пытаясь сохранить истинную веру, осваивают в своих общежительствах и скитах производство бронзовых крестов, бронзовых икон, бронзовых складней.

В своей работе они руководствуются чрезвычайно скрупулезным подходом к качеству продукции, доводят внешний вид даже обыкновенных крестов-тельников до совершенства.

Удивителен факт, который свидетельствует нам о том, что практически все старинные кресты тельники, старинные бронзовые иконы, старинные бронзовые кресты-распятия были изготовлены в медницах расколькников, то есть никонианская Церковь в этом сегменте не препятствовала распространению среди православных христиан религиозных предметов, произведенных староверами.

Форма и рельефные узоры старинных крестиков-тельников не случайны, и благодаря изобразительным тенденциям, присущим определенным периодам, мы сейчас можем с большой точностью определять принадлежность старинного крестика или распятия к конкретному временному отрезку, в который он был изготовлен. Религиозные предметы из мелкой и крупной меднолитой пластики можно отличать и по своему виду, с достаточной вероятностью устанавливая и региональную привязку и даже предоставляется возможность выявлять конкретных мастеров-литейщиков, мастеров-изготовителей матриц, что делает собирательство металлопластики увлекательнейшим занятием!

Благодаря этому на нашем сайте Вы можете оценить работу древних мастеров и купить старинные бронзовые нательные кресты, купить старинные бронзовые кресты-распятия, в том числе и красивейшие эксклюзивные экземпляры, несущие на себе многоцветные горячие эмали и индивидуальные клейма мастеров-резчиков и мастеров-литейщиков.

Во времена, когда старообрядчество не подвергалось гонениям, возникли и крупные центры по производству медного литья не только в отдаленных губерниях России, но и в Москве. Район нынешней Преображенской площади, Большой Черкизовской улицы славился своими мастерами литейщиками, но как оказывается, мало было быть хорошим мастером по литью. Важнейшей частью меднолитейного производства было наличие качественной матрицы – образца иконы, крестика-тельника, или распятия. Именно в несуществующем ныне, селе Черкизове и в окрестностях работали талантливые мастера-резчики, к которым за эталонными матрицами приезжали со всех краев мастера или посланники, ведь от качества матрицы зависело качество продукции, спрос на нее. А знаменитый мастер Родион Хрусталев работал в нынешнем районе Лефортово, старинные бронзовые распятия, имеющие клеймо этого мастера, ценятся особенно высоко!

В XVIII веке старообрядцы доводят производство религиозной пластики до наивысшего совершенства. Великолепные образчики: старинные бронзовые крестики-тельники, старинные наперсные кресты, старинные кресты-распятия поражают зрителя тончайшей проработкой рельефа, узорами, искрятся многоцветными эмалями.

Медница – часто производство семейное, где все, от мала до велика заняты на определенном этапе изготовления религиозных предметов, где каждый — специалист своего дела.

Каждый день старообрядческая медница (в зависимости от своей мощности) могла производить до пятиста крестов-тельников, сотню пядничных икон и десяток крупных крестов-распятий, или крупных бронзовых икон.

Работа тяжелая, с раннего утра и до поздней ночи, даже детям находилось дело. Удивительно, что древний мастер пользовался при изготовлении старинных бронзовых крестов и икон самыми простыми средствами. Наиболее ответственный этап – подготовка формы под отливку. Сегодня трудно себе представить, глядя на сложнейший рельеф старинного креста-распятия, что он отливался в форму, изготовленную из… песка и глины, смешанных в особой пропорции! Даже при нынешнем развитии технологий повторить старинные образцы в полной мере не удается!

В XIX веке складывается и особая культура ношения крестов-тельников. Четко проводится граница между женскими и мужскими нательными крестами. Нет, никто специально не ограничивает православных в ношении тех, или иных тельников, просто одни из них приобретают более ажурный (женский) орнамент, особую характерную форму, ныне их именуют «крестиками-листиками», другие же выдерживаются в строгой изобразительной манере, и именуются мужскими прямоугольными крестами, хотя смысловое (религиозное) наполнение у них абсолютно одинаковое.

Очень красивы крупные кресты распятия. Присмотритесь, как тонко мастер резчик проработал тело Христа, а мастер-литейщик воспроизвел образец и украсил его эмалями! Тяжелые старинные бронзовые кресты распятия с Предстоящими сосредотачивают нас на сцене Распятия Господа, дают уникальную возможность увидеть это Великое событие глазами древних верующих.

Часто оборотную сторону распятий украшал текст молитвы «Крест Спаситель Всей Вселенной…», или замысловатым цветочным узором, нитяная тонкость которого была визитной карточкой мастерской и самого мастера.

Сегодня мы ценим старинные кресты тельники, старинные кресты распятия, ценили их и тогда, когда они были изготовлены. Посланники старообрядческих общин развозили продукцию медниц по округе и даже привозили ее в столицу, и всегда на красивые изделия был спрос.

Старинные большие бронзовые кресты украшали стены жилищ, их размещали над входом в дом, на внешней стене дома или даже над воротами, их брали с собой в дальний путь.

Привлекательность медной старинной пластики понятна: все эти изделия можно с полной уверенностью назвать вечными, столь не властно над ними быстротекущее время. И сегодня мы удивляемся творениям литейщиков домонгольской Руси, восхищаемся старинными бронзовыми крестами XVIII, XIX веков.

У Вас есть отличная возможность стать обладателем одного из этих бессмертных художественных и религиозных произведений, ассортимент нашего антикварного интернет салона позволяет без труда выбрать великолепный образец меднолитой пластики и начать собирать свою собственную коллекцию древностей, или развить уже существующее собрание.

Мы уверены, что каждый православный христианин почувствует особое духовное настроение, прикоснувшись к любому старинному кресту, будь то маленький крест-тельник, или огромное многоэмальное распятие!

Старинные бронзовые кресты – украшение любого дома, утешение в любой беде, помощь в любой проблеме!

Источники:
Крест с полумесяцем
происхождение креста с полумесяцем, обсуждение христинаской символики
http://ukhtoma.ru/history1.htm
Пять любопытных фактов из мира священнических одежд
Пять любопытных фактов из мира священнических одежд Православие.фм представляет вниманию читателей несколько интересных фактов об облачении русского духовенства, которые известны не всем. Удивите
http://pravoslavie.fm/interested/pyat-lyubopytnykh-faktov-iz-mira-svyashhen/
Ризница и библиотека монастыря
Ризница и библиотека монастыря Д о своего закрытия в 1931 году Высоцкий монастырь обладал богатейшей ризницей. Располагается она над Никольской церковью на втором этаже. В начале XX века среди
http://visotskymonastir.ru/h11.php
Старинные кресты на митру
Старинные кресты на митру БЦ «Берта Хаус» офис 3 Старинные кресты распятия Купить старинные бронзовые кресты и старинные распятия. Первые кресты, появившиеся на Руси, были привозными,
http://www.1939.ru/catalog-catid-72.html

COMMENTS