Уровень самооценки

Изучение самооценки учащихся

Цель:

  • Формировать представления учащихся о себе, помогать корректировать самооценку;
  • Предложить методики, с помощью которых можно определить самооценку учащихся разных возрастов;
  • Формировать умение правильно оценивать себя и других.

Предварительно можно побеседовать с учащимися по следующим вопросам или предложить их в виде теста-опросника.

  1. Любишь ли ты, когда тебя хвалят?
  2. Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)
  3. Нравится ли товарищам общаться с тобой?
  4. Какие роли тебе дают ребята?
  5. Какую роль ты сам себе выбрал?
  6. Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?
  7. Что такое, по-вашему, самооценка?

Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.

Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:

Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.

При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале — это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем — к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании.

От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.

Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент.

Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики “Лесенка”, “Какой Я?”.

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки:

Протокол методики “Какой я”

Оценки по вербальной шкале

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Для учащихся 5-7 классов можно предложить следующие методики для определения самооценки

Отвечаем на вопросы: “да” (+), “нет” (-)

  1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?
  2. Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
  3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?
  4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?
  5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
  6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
  7. Вам трудно сказать себе “нет”, даже если ваше желание неосуществимо?
  8. Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?
  9. В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
  10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?

Подсчитайте количество “да” (+).

6-7 положительных ответов (+) — завышенная самооценка;

3-5 (+) — адекватная (правильная);

Изучение общей самооценки

Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: “да” (+), “нет”(-), “не знаю” (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Подсчитывается количество согласий (“да”) под нечетными номерами, затем — количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 — о средней самооценке

Результат от +4 до +10 — высокой самооценке.

Для учащихся 10-11 классов можно рекомендовать

Самосознание — открытие своего “Я”, приводящее к формированию “Я-образа”, “Я-концепции”.

Самооценка — более или менее конкретное проявление самосознания, оценивание школьником своих возможностей одновременно со своей точки зрения и точки зрения других (со стороны).

Характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная и неблагоприятная — завышенная или заниженная) влияет на поведение ребенка, успешность его деятельности и общения.

Шкала самооценки личности

Данная шкала, разработанная A.M. Пригожиным, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII-Х классов.

Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.

Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя — наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:

2) умственные способности,

4) авторитет у сверстников,

5) умение многое делать своими руками, умелые руки,

7) уверенность в себе.

На каждой линии написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.

Итак: “-” — уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент.

“X” — такой уровень развития качества, стороны, к которому Вы стремитесь, достигнув которого, Вы будете удовлетворены собой.

Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка).

Например, на линии “здоровье” нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя — абсолютно здорового.

Далее изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.

При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом или группой учащихся, — так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 минут.

Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа “глупая”, “я это не способен”, отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала “здоровье” рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

По каждой из шести шкал (“ум”, “способности”, “характер”, “авторитет у сверстников”, “умелые руки”, “внешность”, “уверенность в себе”) определяются:

а) уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (“О”) до знака “X”;

б) высота самооценки — от “О” до знака “-”;

в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака “X” до “-”; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

Записывается значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.

Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки “X” (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значениями. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и, соответственно, тем меньшее значение она имеет. При очень сильно дифференцированное, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие — очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использовано вами лишь для ориентировки.

Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценкам или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.

“Как у тебя с самооценкой?”

Очень часто — 4 балла

Иногда — 2 балла

Никогда — 0 баллов

  1. Я часто волнуюсь понапрасну.
  2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  3. Я боюсь выглядеть глупцом.
  4. Я беспокоюсь за свое будущее.
  5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  6. Как жаль, что многие не понимают меня.
  7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
  8. Люди ждут от меня очень многого.
  9. Чувствую себя скованным.
  10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
  12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
  13. Я не чувствую себя в безопасности.
  14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Подсчитать сумму баллов.

30 баллов — ты недооцениваешь себя.

10-30 баллов — правильная (адекватная) самооценка

10 и ниже — завышенная самооценка.

Литература:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2 кн., М: Просвещение, 1994.
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы, Ростов — на — Дону, 2003.
  3. Под ред. Чернышева А.С. Психологические основы педагогической практики студентов, М., 2000.
  4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии, СПб: Речь, 2001.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Тест на выявление уровня самооценки

говорить или делать что-то?

а) очень часто — 1 балл;

б) иногда — 3 балла. 2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;

б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;

в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то

оригинальное — 3 балла;

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл. 5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

в) не знаю — 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:

а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;

б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,

хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;

в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче. 7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в

которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

в) не знаю — 3 балла. 8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

в) не знаю — 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

в) красный — 5 баллов.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас муча-сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом. Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Уровень самооценки

Уровень самооценки — самооценка бывает высокой, средней и низкой.

Заниженная или завышенная самооценка — это про другое, не про уровень, а про адекватность самооценки. Средняя самооценка может быть как завышенной (у быдла), так и заниженной (у интеллигента).

Когда говорят о высокой самооценке, почти всегда имеют в виду высокую самооценку личностную (а не конкретно-ситуативную). Обычно высокая самооценка сопровождает успешных людей – и отражая их реальные достижения, и помогая им в новых успехах. См.>

Низкая самооценка может быть как адекватной, так и заниженной самооценкой.

Человек с низкой личностной самооценкой, как правило, менее успешен, излишне консервативен, так как боится перемен и не способен к адаптации в быстро меняющихся условиях реальности. Смотри Низкая самооценка

Высокая самооценка — практически то же самое, что высокое чувство уверенности в себе. Низкая самооценка — практически то же самое, что отсутствие чувства уверенности в себе. Любая самооценка может сочетаться с разной степенью уверенности высказываний и разной уверенностью поведения. Смотри Самооценка и уверенность

  • Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан.

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. См.>

Чем более развит человек, тем больше у него оказывается.

Когда говорят о высокой самооценке, почти всегда имеют в виду высокую самооценку личностную (а не ко.

Низкая личностная самооценка — низкая внутренняя оценка человеком своих качеств, возможностей и дост.

Уверенность в себе имеет три основные стороны. Это чувство уверенности (внутреннее ощущение силы, пр.

Чувство уверенности — внутреннее ощущение собственной силы, права, правоты и возможностей. Вера в се.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Уровень самооценки — фактор, определяющий положение человека в обществе, его мировоззрение и активность мышления

Невозможно не затронуть тему уровень самооценки. Он часто определяется успехами, которые достигнуты на протяжение всей жизни. Все люди разные, у каждого есть плюсы и минусы. Однако многие просто не проявляют себя. Это связано с тем, что существует несколько уровней самооценки. Расположим их в степени градации по возрастанию: низкий; заниженный; адекватный; высокий; завышенный уровень самооценки

В чем причина такого деления? Некоторые просто понятия не имеют, на что они способны, и во многих случаях из-за занижения своих достоинств, «скромничая» не реализуют себя. Другие считают, что могут сделать буквально все, при этом переоценивая в несколько раз свои силы. Нужно всегда стремиться привести к нормализации свой уровень самооценки Как? Постараться пройти сквозь негативное отношение со стороны окружающих, сквозь непонимание и критику. Это довольно сложный путь, но вершина горы уже видна.

Уровень самооценки отражается на всех сферах жизни. «Какие мысли рождаются в душе человека, таков и он сам», — говорил царь Соломон. Мысли человека являются критерием его поведения. Чем адекватнее уровень самооценки, тем больше проблем разрешается и человек мыслит позитивнее.

Поднять уровень самооценки, наладить позитивное мышление, научить себя мыслить нестандартно и креативно — вот для чего нужен тренинг «21 способ повышения самооценки». В самом слове самооценка заложен смысл: уйти от чужих оценок и оценивать себя самостоятельно! Для этого нужна сила духа.

Источники:
Изучение самооценки учащихся
Основные цели занятий по изучению самооценки учащихся — формировать представления учащихся о себе, помогать корректировать самооценку; предложить методики, с помощью которых можно определить самооценку учащихся разных возрастов; формировать умение правильно оценивать себя и других.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/214444/
Тест на выявление уровня самооценки
Тест на выявление уровня самооценки говорить или делать что-то? а) очень часто — 1 балл; б) иногда — 3 балла. 2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
http://azps.ru/tests/3/test12.html
Уровень самооценки
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/uroven-samoocenki
Уровень самооценки — фактор, определяющий положение человека в обществе, его мировоззрение и активно
Смысл человеческой жизни в трактовке Владимира Марцинковского,Санкт-Петербург,Богатырский пр.36, ул.Савушкина 126, Тел. 8(921)981-45-55, Вера, ассистент
http://www.samoocenka-cheloveka.ru/uroven-samoocenki.html

COMMENTS