Ворота в царицыно

Ворота в царицыно

Редактор сайта: Виктория Голдина

Наконец-то и в Москве появился живописный уголок, в котором жители и гости столицы могут насладиться красотой природы и величием архитектурных сооружений XVIII века! Речь идёт о государственном музее-заповеднике Царицыно. Всего за 3 года из развалин был воссоздан красивейший парк с садами и оранжереями XVIII века и с неповторимыми произведениями русского зодчества того времени. Возрождение музея-заповедника Царицыно началось в 2004 году, когда он был передан под управление Правительства Москвы. И, хотя сейчас принято ругать бывшего мэра столицы, необходимо отметить заслуги Ю.М. Лужкова в стремительном превращении Царицына к самый большой (площадью более 700 Га) и красивейший на юге Москвы уголок, привлекающий многих туристов и являющийся излюбленных местом отдыха местных жителей.

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник Царицыно изначально был маленьким селом Чёрная Грязь, окружённым деревнями Киселёво, Шубино, Орехово и Шайдорово. Первым хозяином Чёрной Грязи был зять русского царя Михаила Федоровича Романова Лукьян Степанович Стрешнев. В1633 году он купил село вместе с соседними деревнями.

В 1673 году Чёрная Грязь вернулась в ведомство государя, потому что у сына Л. С. Стрешнева не было детей. В 1682 году цари Иван Алексеевич и Пётр Алексеевич единогласно решили передать эти земли племяннику Л. С. Стрешнева И. Ф. Стрешневу. Он, в свою очередь, завещал Чёрную Грязь с прилежащими территориями своему внуку князю А. В. Голицыну. Находясь в ведомстве Голицыных, усадьба расцвела. В 1686 году Чёрная Грязь стала называться селом Богородским, потому что за три года до этого в нём мастером Иваном Золотарёвым была возведена церковь во имя иконы Богородицы Живоносный Источник на Стеблевской пустоши.

Современная церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник стоит как раз на месте церквушки, существовавшей во времена Голицыных.

Кроме того, именно при Голицыных возникла система полноводных Царицынских прудов, включающая Верхний царицынский, Шипиловский и Цареборисовский пруды.

В 1712 году Пётр I передал Чёрную Грязь во владение Д. К. Кантемиру. При его сыне М. Д. Кантемире на месте прежней церкви Пресвятой Богородицы Живоносный Источник была возведена новая каменная с приделом святого Димитрия. Она была возведена по типу «восьмерик на четверике». Эта церковь с каменной трапезной и двухъярусной колокольней существует в музее-заповеднике Царицыно и сейчас.

В 1775 году Екатерина II выкупила у Кантемиров и их родственников Трубецких Чёрную Грязь вместе с близлежащими деревнями Орехово, Шандрово и Булатниково. После присоединения покровских земель была окончательно сформирована территория Царицына Села, как стали именовать Чёрную Грязь по велению императрицы.

30 июня 1775 года Екатерина II переехала в наспех построенный для неё и князя Г. А. Потёмкина временный деревянный дворец на территории усадьбы. В это время в Царицыне уже находился архитектор В. И. Баженов, делом которого было превращение дворянской усадьбы в императорскую резиденцию.

В. И. Баженов проработал над Царицыном 10 лет: с 1775 по 1785 год. Строительные работы стартовали в мае 1776 года с закладки фундамента фигурного моста.

Согласно плану Баженова, в императорской резиденции должны были возвести 4 дворца: три – для самой Екатерины и один – для её сына Павла I. Главные постройки: Большой дворец Екатерины II и дворец Павла I – были схожи по планировке и располагались симметрично друг другу. Средний и Малый дворцы императрицы строились рядом с Большим её дворцом вдоль пруда. Кроме того, В. И. Баженов соорудил в Царицыне множество различных корпусов, домов для свиты императрицы и прислуги и т.д.

В 1777 году Малый дворец Екатерины II и домики рядом с Фигурным мостом уже были готовы. Зимой 1777 – 1778 годов Баженов покрыл черепицей Малый и Средний дворцы и Камер-юнфарский корпус, закончил Фигурные ворота. С 1779 года архитектор занимался сооружением главных дворцов: Большого дворца Екатерины II и дворца Великого князя Павла.

Летом 1785 года В. И. Баженов закончил работу над Кухонным корпусом, Большим мостом, домиками возле оврага и Галереи-ограды с воротами.

В сентябре Екатерина II провела «конкурс» на лучший проект переделки Царицына между двумя архитекторами: В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым, – по результатам которого В. И. Баженов получил отставку.

6 февраля 1786 года вышел указ императрицы разобрать главный дворец Царицына и построить на его месте здание, задуманное Казаковым.

В ноябре 1796 года императрица умерла. Её сын Павел I после посещения Царицына весной 1797 года издал указ, запрещающий продолжать строительство в этой резиденции. Казаков так и не завершил свой дворец.

Как ни печально, но Царицыно никогда не было востребовано в качестве императорской резиденции.

В XIX веке ветшающая экс-резиденция превратилась в самый престижный подмосковный дачный комплекс.

В 1883 – 1885 годах церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник приобрела тот вид, которым мы любуемся по сей день.

В 1926 году посёлок Ленино, образованный на месте Старого Царицына, Нового Царицына, Поповки, Воробьёвки и Покровской стороны, считался наиболее крупным подмосковным дачным посёлком.

21 июля 1927 года был открыт Царицынский историко-художественный и краеведческий музей, что явилось предпосылкой возникновения современного государственного заповедника.

Большой царицынский дворец

Пришедший на смену В. И. Баженову архитектор М. Ф. Казаков работал над возведением Большого дворца в Царицыне с 1786 по 1796 год. Сооружался новый дворец Екатерины II на месте трёх дворцов В. И. Баженова, разобранных по указу самой императрицы.

М. Ф. Казаков стремился к тому, чтобы Большой царицынский дворец вписался в архитектурный комплекс, созданный ранее В. И. Баженовым. Поэтому в главной постройке музея-заповедника прослеживаются те же традиции московского зодчества XVII века, что и в Малом и Среднем дворцах. Однако Казаковский дворец имеет трёхчастное деление в духе классицизма и монументальные пропорции. Согласно планам архитектора и замыслам императрицы, в центральной трёхэтажной части дворца должны были разместиться вестибюль и парадные залы, соединяющиеся посредством галерей с двухэтажными квадратными боковыми частями. Поскольку новый дворец строился на месте трёх отдельных дворцов, один из которых предназначался для семьи Великого князя Павла Петровича, в нём предполагалось оборудовать апартаменты не только для самой императрицы, но и для её сына.

В 1790 году из-за материальных соображений строительство Большого дворца было заторможено. Не хватало финансов, и потому Екатерина II решила сократить высоту дворца на один этаж.

Внешне Большой царицынский дворец, возведённый Казаковым, напоминает западноевропейский средневековый замок.

Средний дворец для императрицы строился В. И. Баженовым с 1776 по 1778 год. Это двухэтажное здание получило название «Средний дворец», потому что было меньше Большого дворца, но больше Малого.

Средний царицынский дворец внешне напоминает огромный резной сундучок-шкатулку из-за обильного разнообразного белокаменного декора. Фронтоны боковых фасадов имеют украшения в виде ажурных эмблем герба Российской империи.

В XIX веке Средний дворец приобрёл второе название. Из-за двухсветного парадного зала-галереи по парковому фасаду здания его стали именовать Оперным домом.

После реставрации 1988 – 1995 годов комнаты Среднего дворца утратили роскошные украшения XVIII века. Сейчас в нём проводятся выездные церемонии бракосочетания.

Малый дворец для императрицы В. И. Баженов возводил с 1776 по 1778 год на вершине холма-пирамиды времён Кантемиров. Согласно архитекторской задумке, Малый дворец создавался как «дворцовый вариант» парковой беседки. Это небольшое здание имеет форму полуротонды и внешне никак не походит на традиционные царские дворцы. Догадаться о том, что это помещение для уединённых кабинетных занятий императрицы можно разве что по личному вензелю Екатерины II во внешнем декоре.

Есть версия, что из пяти высоких стрельчатых окон Малого дворца императрица, по задумке Баженова, могла любоваться салютом. Вообще, в архитектуре Малого дворца прослеживаются тенденции XVII столетия.

Большую часть постройки занимает светлый овальный зал. Рядом с ним находится овальный будуар царицы и анфилада небольших комнат служебного назначения.

За зданием Малого дворца на бровке холма-пирамиды находится смотровая площадка, с которой можно насладиться красотой Верхнего царицынского пруда.

Кухонный корпус возводился В. И. Баженовым с 1784 по 1785 год. Он был намного больше по масштабам, чем все здания подобного назначения в императорских резиденциях Российской империи. Архитектор создал Кухонный корпус, напоминающий гигантский куб с закруглёнными углами. В сердце огромного здания располагался внутренний двор. Кухонный корпус тоже похож на рыцарский замок.

Своё второе название – Хлебный дом – здание приобрело в XIX веке из-за белокаменной эмблемы в виде каравая с солонкой в декоре.

Фигурные ворота располагаются в конце аллеи «Берёзовая перспектива», неподалёку от Среднего дворца. Они возводились В. И. Баженовым с 1777 по 1778 год. Помимо эстетической функции, Фигурные ворота имеют и практическую: разделяют дворцовую и парковую зоны ансамбля Царицыно.

Фигурные ворота больше известны под названием «Виноградные ворота». Их так стали именовать посетители резиденции из-за белокаменного узора, напоминающего виноградную гроздь, на внутренней поверхности стрельчатой арки.

Многие признают, что Фигурные ворота похожи на триумфальную арку.

Виноградные ворота продолжают линию «нежной готики» В. И. Баженова, ранее запечатлённую в Малом и Среднем дворцах.

Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник – это самое старое здание на территории музея-заповедника Царицыно.

Первоначально на её месте располагалась пятиглавая деревянная церквушка, сооружённая по воле Голицыных в 1680-е годы. В начале 1720-х годов Д. К. Кантемир заменил деревянное здание храма однокупольным каменным. А с 1759 по 1765 год по приказу его сына, М. Д. Кантемира, строилось до сих пор существующее здание церкви Пресвятой Богородицы Живоносный Источник. Северный придел храма Кантемир возвёл в честь святого великомученика Дмитрия Солунского. С 1883 по 1885 год проводились работы по расширению трапезной церкви. В те же годы был воздвигнут южный придел во имя Иконы Казанской Божией Матери и увеличена высота колокольни на один ярус.

Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник создана в характерном для сельских храмов XVIII века стиле барокко.

Первый Кавалерийский корпус строился В. И. Баженовым с 1784 по 1785 год. По форме это архитектурное сооружение представляет собой квадрат с трапециевидным вырезом угла, обращённого к центру комплекса. Первый Кавалерийский корпус украшен красивым портиком и двумя парами колонн.

Внутри него находятся три комнаты, не известно для чего предназначенные.

Как и два других Кавалерийских корпуса, Первый снаружи похож на огромную ювелирную шкатулку из белокаменной филиграни, залитой эмалью краснокирпичной кладки.

Второй Кавалерийский корпус – это одноэтажный павильон, по форме представляющий собой восьмигранник. Этот восьмигранник получился в результате перекрещивания двух крестов. Второй Кавалерийский корпус возводился В. И. Баженовым с 1784 по 1785 год.

В центре здания располагается круглый зал, увенчанный приземистым куполом. Вокруг этого зала размещаются прямоугольные и треугольные комнаты, попарно образующие отдельные апартаменты. Каждый такой отсек имел изолированный вход в здание.

Предположительно, Второй Кавалерийский корпус предназначался для размещения официантов и придворной свиты во время пребывания Екатерины II в Царицыне.

Третий Кавалерийский корпус строился В. И. Баженовым с 1776 по 1779 год.

Внутренне пространство этого здания образуют две практически автономные части: зал-ротонда, украшенный башней бельведером, и анфилада из двух пар прямоугольных комнат. В одну из частей Второго Кавалерийского корпуса можно войти со стороны Виноградных ворот, в другую – со стороны прудов.

К сожалению, венчавшая здание башня и опорные столбы не сохранились до наших времён.

Фигурный мост создавался В. И. Баженовым с 1776 по 1778 год. Его назначением было служить парадной аркой при въезде на территорию архитектурного комплекса со стороны царицынских прудов. Фигурный мост стоит в начале Царицынского проспекта, проложенного по указу императрицы от Царицына до Коломенского.

Своё название Фигурный мост получил от своего создателя Баженова за выдающийся декор из красного кирпича и белого камня. Сверху данный мост напоминает роскошную галерею, оканчивающуюся с обеих сторон красивыми парными полубашнями с нишами.

Большой мост через овраг строился В. И. Баженовым в 1784 – 1785 годы. Он предназначался для связи дворцовой части Царицына с конюшнями за оврагом.

На сегодняшний день Большой мост через овраг является самым крупным и наиболее ярким образцом русского мостового строительства XVIII века.

Серединная часть стен этого моста украшена тремя крупными стрельчатыми арками. Также в архитектуре стен Большого царицынского моста присутствуют проёмы, напоминающие половинки окон, и ажурные проёмы-розетты. В целом стены моста похожи на фасады древнего католического собора или рыцарского замка.

Галерея-ограда с воротами создавалась в 1784 – 1785 годах В. И. Баженовым. Она разграничивает дворцовый комплекс и сад. Внешне это преграда, образованная двумя стенами, близко расположенными друг к другу.

Галерея-ограда примечательна для посетителей музея Царицыно высокой проездной аркой со множеством шипов из белого камня.

Беседка «Храм Цереры» была построена в 1805 году по проекту И. В. Еготова. Это яркий пример московского зодчества начала XIX столетия в стиле ампир. Особенность беседки в том, что восемь колонн, её составляющих, имеют заметный наклон к центру. Своё название она приобрела из-за статуи древнеримской богини плодородия Цереры, размещённой внутри.

Павильон «Миловида» создан И. В. Еготовым в начале XIX века. Это утончённая (в стиле ампир) сводчатая галерея, украшенная изнутри шестнадцатью колоннами. Павильон «Миловида» имел изначально красивую роспись свода и украшения в виде античных скульптур.

Башня-руина тоже создавалась Еготовым в 1804 – 1805 годы. Она изначально была имитацией развалин, напоминающих обломки древней крепости.

Павильон «Нерастанкино» – это жёлто-белое здание в стиле ампир, построенное И. В. Еготовым в 1803 году. Здание с открытым залом, увенчанное скромным куполом, внешне похоже на миниатюрный античный храм.

Арка-руина в стиле древних развалин была возведена в 1804 году между двумя островками в южной зоне Верхнего пруда. Она вошла в историю музея Царицыно благодаря тому, что под ней в XIX веке проплывали на лодках романтически настроенные люди.

Гротесковые мосты были построены из красного кирпича и гротескового камня в XIX веке. Они позволяют перебраться к беседке «Храм Цереры» через глубокий овраг.

Оранжерейный мост был возведён в начале XIX века через дамбу Оранжерейного пруда (рядом с Кухонным корпусом). Его стены украшены всего одной аркой, да и в целом он не отличается вычурным декором.

Будучи в музее-заповеднике Царицыно, Вы обязательно обратите внимание на каменные очертания фундаментов посреди дворцового ансамбля. Это всё, что осталось от разрушенных по указу императрицы зданий Камер-юнфарского корпуса, Кавалерийского корпуса, Крестообразного корпуса и Шестиугольного корпуса, построенных В. И. Баженовым.

Визит-центр – это комплекс современных построек у входа в музей Царицыно. Все они имитируют готический стиль XVIII века и идеально вписываются в атмосферу усадьбы.

В начале XIX столетия в Царицынском парке появились гроты. Один из них был воссоздан в XXI веке. Вы сможете его увидеть, если прогуляетесь по «Утренней дорожке». Этот грот из красного кирпича и белого камня украшен внутри статуей нимфы.

Ещё одной достопримечательностью музея-заповедника Царицыно являются курганы-могильники вятичей XI – XII веков. Это холмы, которые посетители могут увидеть вблизи «Башни-руины» и павильона «Нерастанкино».

В 2006 – 2007 годах внутри острова на Среднем царицынском пруду был создан «поющий» фонтан. Он радует посетителей парка Царицына красивыми мелодиями и игрой 915 струй, каждая из которых может подняться на 15-метровую высоту.

Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Перепечатка, использование и цитирование материалов сайта без согласования с администрацией КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНЫ.

Мы периодически проводим проверку на предмет воровства статей и пользуемся услугами адвокатской фирмы, специализирующейся на защите авторских прав!

Ворота в царицыно

Прости, дорогой читатель, но в этом рассказе ты не встретишь ни подробных описаний, ни архитектурных подробностей, ни точных дат и цифр. Перед тобой просто размышления человека, который очень любит Царицыно.

Черная Грязь. Именно так, не очень благозвучно, называлось это место до того, как присмотрела его Екатерина II для своего летнего дворца. Собственно, чистота, вернее ее отсутствие, здесь ни при чем, поскольку издавна славились здешние окрестности святыми ключами и лечебными грязями.

Были владельцами здесь и бояре Стрешневы, и их родственники Голицыны, и молдавский господарь Кантемир, которому сельцо было пожаловано самим Петром. Вот у сына Кантемира – Сергея – и купила его в 1775 году Екатерина.

Из личного письма императрицы барону Гримму в Париж:

«Надо было начать строить после того, как купчая была сделана. И через 15 дней, благодаря нашим деревянным зданиям, я смогла приехать и поселиться здесь. Но – “здесь” – не есть имя моего нового приобретения. Я назвала его Царицыным селом. Эта дивная местность, которая, по всеобщим отзывам, представляет собой настоящий рай, раньше называлась “Черною Грязью”!»

На древнюю загородную резиденцию московских князей и царей – Коломенское – Екатерина уже и смотреть не хочет. Все ее помыслы летом 1775 года заняло новое приобретение, усадьба, где она провела шесть счастливых недель, заполненных блаженной негой, прогулками по живописным окрестностям и театрализованными праздниками поселян и поселянок.

Но новая царская усадьба требовала достойного оформления, и заказ на составление эскизного проекта в виде комплекса отдельных павильонов получил один из лучших российских архитекторов – Василий Баженов.

Интересный факт: во всех описаниях и исследованиях авторы уверенно используют для баженовских построек общепринятые названия – «Кавалерские корпуса», «Оперный дом», «Хлебный дом» и т. д., хотя их «утилитарного» назначения архитектор в своих проектах не указал. Дворец «против боку садового, где малая калитка в першпективную аллею на новый мост», вот и все. А нынешние названия остались от практичного XIX века, предпочитавшего определенность.

У каждого, кто приходит сюда больше одного раза, появляется «свой» путь в Царицыно. Мне больше всего нравится дорога со стороны старого Каширского шоссе — может быть, потому, что так и был задуман въезд в усадьбу ее создателем и отсюда разворачивается прекрасная перспектива на ансамбль.

. Мы стоим перед большим оврагом — и медлим. Кажется, что это – граница. Переходим через мост — и мы на месте. Дорожка, по которой мы идем — своеобразная ось всего ансамбля, на нее как бы нанизаны два моста — Большой и Фигурный, Третий кавалерский корпус, церковь Живоносного источника, Малый дворец Екатерины, Оперный дом. Завершается эта “березовая (а ныне — липовая) першпектива” удивительной красоты Фигурными воротами: две башенки и ажурное белокаменное кружево с виноградной гроздью. Ворота выводят нас в парк.

Оказывается, изначально царицынский ансамбль состоял не только из каменных зданий. В парке были проложены живописные аллеи, построены декоративные руины, хижины и пещеры, украшенные естественным камнем, мхом, раковинами, сооружены беседки, пристани, оранжереи, поставлены статуи, вазы.

Но вернемся к центру ансамбля. Попав в Царицыно первый раз я долго недоумевала: “Для императорской резиденции бедновато. И странно как-то». Ну, предположим, вот этот огромный полуразрушенный дворец полуразрушился просто от времени. А вот эта громадина рядом – это что? А почему небольшие павильоны так раскиданы по местности? Системы никакой. Мостики, конечно, просто чудо, только декор какой-то необычный – ромбы, квадраты, стилизованное солнце с волнистыми лучами. Кирпич с отделкой белым камнем – как в древнерусской архитектуре. А стрельчатые арки и обелиски – как в готике. Автор всего этого явно хотел что-то сказать. Только вот что?

А автор хотел сказать многое. Получив заказ на постройку “увеселительной” усадьбы, предназначенной для придворных празднеств и затей, он вложил в свой проект гораздо более глубокий смысл.

Этот летний день 1785 года описан в десятках книг, фильмов, исследований. Позади десять лет работы, бессонные ночи и наполненные работой дни, позади сотни чертежей и рисунков. Строительство в целом завершено, осталось лишь оформить интерьеры, которые все еще никак не утвердит императрица. И вот долгожданный миг: высочайшая заказчица спешит в Царицыно, чтобы – как предполагал архитектор – произвести осмотр и одобрить план окончания работ. Последний штрих – и начнет существовать тот мир, о котором так мечтал художник, начнет распространять свое магическое, волшебное воздействие, начнет шептать людям о прекрасном, будить в их душе сказку, вызывать самые благородные устремления.

Из воспоминаний очевидца, сенатора И. И. Козлова:

«Екатерина в продолжение своего достославного царствования много занималась строением, но, не обладая знанием и вкусом, поправками много портила. Славный Баженов приводил к окончанию отличный готический дворец в селе Царицыне, когда императрица в 1785 году внезапно посетила древнюю столицу. Назначен день для обозрения здания, и с отличным благоволением приказано Баженову представить там жену и детей. Дворец не понравился; государыня, в гневе возвращаясь к экипажам, приказывает начальнику Кремлевской экспедиции Михаилу Михайловичу Измайлову сломать оный до основания.

Баженов останавливает ее: «Государыня! Я достоин вашего гнева, не имел счастья угодить вам, но жена моя ничего не строила». Императрица, оборотясь, допустила семейство к руке и, не сказав на слова, уехала. В своем роде редкое здание вскоре сломано».

Сломаны были оба дворца – Екатерины и Павла, разобран стоявший в центре ансамбля Большой кавалерский корпус. Баженов от работ отстранен. Достраивать усадьбу было поручено его товарищу и ученику Матвею Казакову.

Сотни исследователей ломают голову над причиной гнева великой императрицы. Дворец оказался недостоин ее – маленький, тесный, да еще равный зданию, предназначенному нелюбимому сыну Павлу? Но ведь она сама утверждала проект. Разочарование взбалмошной правительницы в старой затее и появление новой – мызы Пеллы под Санкт-Петербургом? Интриги завистников? Близость Баженова к наследнику и связь обоих со столь противным сердцу государыни масонством? Последнее предположение считают наиболее вероятным.

Возможно и другое.

Тот мир, который создал Баженов, не для зевак и наблюдателей. Он будоражит воображение, заставляет искать ответы на свои вопросы и — если повезет — открывает какие-то тайны. Но открывает он эти тайны только тому, кто способен их понять. Или хотя бы пытается. Пытается увидеть за затейливыми декорациями — мечту о Красоте, за прихотливым расположением зданий — мечту о справедливом устройстве общества, за интерьерами необычной формы — овальными, восьмигранными, круглыми — мечту о том, чтобы человек, попадая в них, удивлялся, искал, менялся.

Но императрица заказывала вовсе не это. Да простит меня сия просвещенная правительница, но ей нужно было совсем другое — дворец для развлечений. А философствовать — ваше ли это дело? Вспомните Новикова — тоже умничал, вздумал даже саму государыню поучать. Кончил, правда, плохо.

Конечно, все это домыслы. Но противостояние гения и просвещенного невежества — изобретение не нашего времени.

Царицыно так достроено и не было. Казаковский дворец разрушился, ансамбль был заброшен и ветшал в запустении. Несколько раз его пытались приспособить под какие-то практические нужды, но Царицыно отвергало все. Оно строилось не для казарм и ресторанов.

А ведь все так хорошо начиналось! Один из первых российских пенсионеров, посланных за границу для обучения, ставший членом трех академий, получивший во Франции и Италии весьма лестные отзывы и даже предложение остаться в должности королевского архитектора при французском дворе, вернулся молодой, талантливый, полный сил Василий Баженов в Россию. Вся жизнь впереди, голова полна замыслов, душа готова объять весь мир, сердце рвется послужить Отчизне. Первые работы – проект дворца в Екатерингофе, проект Смольного института благородных девиц. Проекты. Проекты. Осуществлять их, однако, не спешат.

Зато первое настоящее предложение было действительно настоящим: реконструкция Московского Кремля.

Когда я впервые прочитала об этом, самым мягким из нахлынувших чувств было недоумение. Кремль всегда был и остается чем-то незыблемым, всегда существовавшим, и любая попытка нарушить его целостность воспринимается почти как святотатство. К баженовскому проекту можно относится по-разному, но от него захватывает дух: это не просто дворец или комплекс построек. Баженов так не умеет. Его кипучий, щедрый гений стремится соединить и французский классицизм, и барокко, и столь дорогое его сердцу древнерусское зодчество. Впрочем, разговор о стилях применительно к Баженову неуместен. Как любого большого мастера, его нельзя втиснуть в рамки. Его Кремль – это дворец-город, дворец-мир, связывающий все постройки в единый архитектурный массив, одновременно и объединяя его с городом, и выделяя, возвышая.

Восемь лет напряженной работы. «Архитекторская команда», созданная и воспитанная им. Перевод книг по архитектуре – Витрувий, Перро. Уникальный макет постройки, во дворе которого могло разгуливать несколько человек. Каждая деталь выверена и отточена, утверждены все проекты, торжественно, при огромном стечении народу, заложен первый камень, написаны оды, строительство началось.

Осенью 1775 года пришел императорский приказ: все работы прекратить, рвы засыпать, фундамент разобрать, разрушенные стены и башню восстановить.

Почти сразу же Баженов получает новое задание – построить в Москве на Ходынском поле увеселительные сооружения для празднования в честь победы над Турцией. Задание было с блеском выполнено. Представленные деревянные постройки, рассчитанные на двухнедельное существование, но отделанные со всем тщанием, поразили всех.

А потом было Царицыно.

Бывало ли так у тебя, читатель, что, знакомясь с биографией какого-то великого человека, ты настолько живо представляешь все его жизненные перипетии, взлеты и падения, радости и неудачи, что он перестает быть абстрактно и общепризнанно великим, сходит с пьедестала, на который возвели его благодарные потомки, и становится твоим другом и советчиком, к которому не стыдно обратиться в трудную минуту?

Когда читаешь о Баженове, довольно скоро перестаешь верить: его биография больше похожа на роман, только автор слегка перегнул палку. На долю одного человека не выпадает так много катастроф, крушений, разочарований и боли. Слишком велик контраст между грандиозностью замыслов – и изнуряющей борьбой за их воплощение, между широтой творческого размаха – и неудачами личной судьбы. Впрочем, встречали мы это в русской культуре не раз. Даже слово такое придумали – нереализованность. И очень любим его употреблять, к месту и не к месту. Вот про Баженова – не к месту.

Каждая часть отражает целое. “Что вверху, то и внизу”, — гласит герметическая мудрость. Вполне возможно, что Баженов, член масонской ложи, знал ее. А впрочем, он был Художником — высшая форма откровения. Во всяком случае, той задаче, которую он перед собой ставил и о которой мы можем только догадываться, подчинено в Царицыно все — и ансамбль в целом, и каждое из зданий, и все элементы декора. Конечно, их стремятся трактовать. Но, говорят, у каждой тайны семь вуалей, мы же можем открыть одну-две, не больше.

Оставим царицынскую тайну Тайной, но не забудем о ней. Может быть, в следующий наш приход сюда мы как-то по-другому взглянем на мир, удивимся — и изменимся.

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Москва (Palace & Park Ensemble Tsaritsyno, Moscow)

Большой дворец и Хлебный дом.

После покупки имения, часть лета 1775 года Екатерина провела в небольшом деревянном дворце, в срочном порядке построенном всего лишь за две недели. Императрица, очарованная местными пейзажами, решила дать этим землям более благозвучное название. В одном из писем барону Гримму Екатерина писала: "Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай". В том же 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции. Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный. Представленный архитектором проект понравился Екатерине II. 20 ноября 1775 года был подписан указ о выделении с января 1776 года 30 тысяч рублей и в мае 1776 года началось строительство дворцового комплекса.

Зодчий запланировал строительство целого городка — пять дворцов для Екатерины II и её сына цесаревича Павла Петровича с семейством, а вокруг целую россыпь построек для придворной знати, домиков для прислуги, павильонов, декоративных сооружений, мостов. Также был распланирован пейзажный парк с сохранением большинства существовавших посадок.

1. Большой мост через овраг. 2. Кавалерский корпус. 3. Шестигранный павильон (не сохранился). 4. Крестообразный павильон (не сохранился). 5. Фигурный мост. 6. Камер-юнгферский павильон (не сохранился). 7. Малый дворец Екатерины II. 8. Дворец на луговине («Оперный дом»). 9. Фигурные ворота. 10. Церковь середины XVIII века. 11. Кавалерский корпус («Восьмигранник»). 12. Большой Кавалерский корпус (разобран по приказу Екатерины). 13. Дворец Екатерины II (разобран по приказу Екатерины). 14. Дворец наследника Великого князя Павла (разобран по приказу Екатерины). Дворцы Екатерины и Павла в процессе строительства были соединены корпусом для детей Павла. 15. Кавалерский морпус. 16. Кухонный корпус («Хлебный дом»). 17. Управительский корпус (не сохранился). 18. Конюшни (не были построены). 19. Башня с часами (не была построена). При строительстве появилась галерея с воротами, связавшая дворец Павла и Кухонный корпус.

Фигурный мост должен был служить парадной аркой при въезде в царскую резиденцию со стороны прудов.

Памятник архитекторам В.Баженову и М. Казакову и Хлебные ворота.

Здание Кухонь, в котором Баженов объединил все необходимые в дворцовом хозяйстве службы (кухни, кладовые, прачечные и пр.). Его внутренний дворик должен был скрыть хозяйственные «будни» усадьбы от ее обитателей. На двух фасадах, обращенных к ансамблю, помещены рельефные эмблемы: каравай хлеба с солонкой на нем. Видимо, по ним Кухонный корпус впоследствии получил название «Хлебный дом».

Внутренний двор Хлебного дома. Фото Валерия Ульянова.

Третий кавалерийский корпус.

Кавалерский корпус (Восьмигранник).

Вполне возможно, что архитектор попал в опалу из-за своей симпатии к масонам. Известно, что Василий Баженов имел тесные контакты с масонами и построил для них несколько сооружений. В большом количестве представлены масонские символы и в декоре сооружений в Царицыно. Вот, что писал про масонские символы и Баженова в 1785 г. граф Брюс Екатерине II: «И дело даже не в том, что баженовские строения в Царицыне украшены множеством масонских символов. Сие малый грех. А великий – в другом. Господин Баженов в качестве композиции, построения царицынского ансамбля избрал не дворцовый принцип, а монастырский. Только вместо собора он означил увеселительный дворец, вместо часовен и церквей – беседки для кавалеров и дам. Сдается мне, что это издевательство над святынями православия, что, видимо, является обязанностью масона».

В течение следующих десяти лет на месте разрушенных строений, Михаилом Казаковым было возведено внушительное здание Большого дворца в стиле неоготики. Но, завершение строительства дворца было прервано с кончиной императрицы в ноябре 1796 года. Спустя несколько месяцев в Москве был коронован Павел I. Вскоре император посетил Царицыно, после чего был издан указ о прекращении работ. Грандиозная эпопея двадцатилетнего строительства оказалась незавершенной. Ансамбль, созданный двумя прославленными русскими зодчими, так и не был востребован по прямому назначению.

В последующие годы недостроенная царская резиденция довольно быстро пришла в запустение, уже в начале XIX-го века постройки стали разрушаться и зарастать зеленью. За время короткого правления Павла здесь не проводилось никаких работ; лишённый должного ухода, стал засыхать кантемировский «геометрический сад».

А. Н. Голицын. Вид на Большой дворец и Галерею-ограду с воротами (со стороны двора). 1893 г.

А. Н. Голицын. Фигурные («Виноградные») ворота. 1893 г.. Фигурные ворота — одно из самых удивительных и самых замечательных сооружений Баженова в Царицыне. Иногда их называют Виноградными воротами—по белокаменной грозди винограда, «гирькой» свисающей в проеме арки.

А. Н. Голицын. Второй Кавалерский корпус («Восьмигранник»). 1893 г.

Став собственностью казны, Царицыно должно было приносить доход. Сначала предполагалось продать все постройки на снос и разбор за 82 000 рублей, но покупателя не нашлось. Одновременно по решению Московской удельной конторы часть царицынских земель была отдана в аренду под дачную застройку и в 1870-х годах возник целый дачный посёлок Новое Царицыно. Общее состояние бесхозных дворцовых построек неуклонно ухудшалось.

Заброшенное оранжерейное хозяйство пошло под снос; некоторые здания и павильоны эпизодически эксплуатировались и лишь тогда подвергались косметическому ремонту, но большая часть построек по-прежнему находилась в запустении. В 1880 году случилось частичное обрушение кровли Большого Царицынского дворца; во избежание несчастных случаев было решено снять остатки крыши и разобрать каркасы готического завершения башен.

В 1926 году дворцово-парковый ансамбль был передан в ведение Главнауки. Уже на следующий год в помещении Третьего кавалерского корпуса открылся музей, который просуществовал до 1935 года, после чего в здании устроили сельский клуб с кинотеатром.

В 1936 году по заданию Моссовета был разработан проект приспособления царицынского ансамбля под дом отдыха. Реализации этих планов помешала Великая Отечественная война.

В 1939 году был закрыт храм на территории дворцово-паркового ансамбля; в здании была оборудована трансформаторная подстанция.

Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник.

  • Post a new comment
  • 22 comments

Android

Choose language Current version v.210.1

Усадьба Царицыно – самая загадочная достопримечательность Москвы

Адрес: Россия, Москва, район Орехово-Борисово Северное (станции метро Орехово, Царицыно, Домодедовская)

Начало строительства: 1776 год

Основные достопримечательности: Большой мост через овраг, Фигурный мост, Кавалерские корпуса, храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Хлебный дом (Кухонный корпус), Большой дворец, Арка-галерея, Малый дворец, Средний дворец (Оперный дом), Фигурные (Виноградные) ворота, Оранжерейный мост

Архитектор: В.И. Баженов, М.Ф. Казаков

Координаты: 55°36’58.1″N 37°40’55.6″E

Объект культурного наследия Российской Федерации

Усадьба Царицыно – красивый памятник старины, отражающий историю и культуру Москвы XVIII–XIX веков. Находится она на юге города, на улице Дольской. Ранее в этом районе располагалось село Черная Грязь. В 1663 году оно стало собственностью семьи Стрешневых, а впоследствии – Голицыных. Вскоре после того, как был раскрыт заговор царевны Софьи, село конфисковали у бывших владельцев, и сам Петр I передал его князю Димитрию Кантемиру.

Общий вид на усадьбу Царицыно

Новый владелец сразу же приступил к реконструкциям. Вместо обветшавшего храма в имении построили однокупольную каменную церковь, освященную в честь иконописного образа «Живоносный Источник». Кроме того, был разработан проект, и начато строительство дворца. Через короткое время в парковой зоне появилось необычное деревянное сооружение, выполненное в традициях китайской архитектуры.

В 1775 году князь Кантемир продает свою усадьбу российской царице Екатерине II, которая называет свое приобретение «Царицыно». Работы по созданию новой резиденции она поручила самому знаменитому зодчему России — Василию Ивановичу Баженову. На основании пожеланий императрицы он разработал два варианта проекта перестройки усадьбы, один из которых получил высочайшее одобрение.

Хлебный дом (Кухонный корпус)

Прошло 10 лет. Екатерина II прибыла в усадьбу, когда строительные работы уже завершались. Сооружения знаменитого архитектора ей совершенно не понравились, и она отдала приказ об их демонтаже. Продолжить возведение усадьбы поручили архитектору Матвею Федоровичу Казакову, и он в течение последующих 10 лет занимался строительством нового дворца. Однако, императрица так и не жила здесь. Когда она умерла, строительство остановилось. В незавершенном виде через несколько лет здания начали превращаться в развалины.

Почему же дворец постигла такая печальная участь? Как гласит древняя легенда, обиженный Баженов заплатил молдавскому колдуну-цыгану Ионэ золотом за то, чтобы тот наложил заклятие на усадьбу Екатерины II, забраковавшей его архитектурное творение. И колдун после выполнения своей работы пообещал Баженову, что дальнейшие попытки по возведению дворца никогда не увенчаются успехом. И действительно, дворцовый комплекс с царским названием так и не был завершен.

Средний дворец (Оперный дом)

Времена перемен настали с переходом усадебного участка во владение императора Александра I. Ведение всех работ по его обустройству доверили Экспедиции Кремлевского строения, а главным начальником был назначен П.С. Валуев. И вновь работы проводились в течение десятилетия. Когда они были закончены, территория усадьбы Царицыно значительно преобразилась. Были приведены в порядок Английский сад и великолепные оранжереи, плотину и пруд восстановили, а в парке появились разнообразные павильоны, изящные мосты и выстроенные под старину гроты. За счет обустройства купален в прудах теперь можно было купаться.

В 1803 году здание Третьего Кавалерского корпуса превратилось в гостиницу. Здесь останавливались гости Москвы, желающие оценить красоту Царицыно. С того времени усадьба вновь вызвала интерес знатной и благородной публики, которая искала новые места для отдыха и развлечений.

Фигурные (Виноградные) ворота

В конце XIX столетия царицынская усадьба стала самым посещаемым дачным местом Москвы. Старинное поселение Черная Грязь превратилось в дачный поселок с названием «Новое Царицыно». В свое время здесь отдыхали популярные писатели и поэты Федор Михайлович Достоевский, Иван Андреевич Бунин, Федор Иванович Тютчев и Антон Павлович Чехов. К 1890 году Царицыно состояло из более чем двухсот дач, а в начале прошлого века их количество перевалило за тысячу.

Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник

В 1920-е годы дворец и парк оказался во владении «Главнауки», а позже превратился в музейный подотдел, ведал которым Московский городской отдел образования. В 1993 году усадьбе был присвоен статус музея-заповедника.

Сегодня усадьба — крупнейший музейно-выставочный, природный, культурно-исторический и туристический комплекс российской столицы. Своим посетителям он предлагает экскурсии, развлекательные и образовательные программы. В помещениях усадьбы и на придворцовой территории часто устраиваются городские праздники, представления и проводятся музыкальные концерты.

Первый Кавалерский корпус

Помимо участия в культурных программах, летом посетители Царицыно могут прокатиться на сегвеях и лодках. Зимой любителей развлечений на тюбингах ожидает ледяная горка. В теплое время года для гостей усадьбы работает «Поющий» фонтан, который привлекает и детей, и взрослых зрелищным светомузыкальным шоу. Любителей активного отдыха ждет веревочный парк. Маршрут для взрослых проложен на высоте 15 м. Отсюда открывается красивейшая панорама Царицынского пруда и прилегающих к нему аллей.

Второй Кавалерский корпус

Цветочное хозяйство появилось здесь еще в XVIII столетии, когда окрестными землями владел Кантемир. В 2000-е годы старинные здания восстановили. В Первом оранжерейном корпусе выращивают необычные растения тропиков и субтропиков – различные виды пальм, красиво цветущий китайский гибискус, гибридную фуксию и гигантскую пассифлору.

В Виноградной оранжерее созданы все условия для плодоносящих растений – винограда и цитрусовых, которые некогда поставлялись к царскому столу. Второй корпус собрал пряные и эфирномасличные культуры. Ароматный «букет» этого корпуса дополнен ананасами и фикусами, душицей и рутой.

Третий Кавалерский корпус

Казаков возвел Большой Царицынский дворец на месте демонтированных корпусов Баженова, но лишь немного отступил от замысла первого зодчего. Дворцовое здание состоит из двух крыльев квадратной формы. Правое предназначалось для покоев императрицы, левое – для цесаревича Павла. Несмотря на то что во внешнем облике дворца заметны черты псевдоготики, архитектурное решение главного сооружения усадьбы не отступает от канонов классицизма. Это проявляется в уравновешенности пропорций, строгой симметрии, монументальности и трехчастном делении фасадов. Завершения дворцовых башен напоминают башни Московского Кремля.

Еще одна сохранившаяся до наших дней масштабная баженовская постройка — Хлебный дом, который еще известен под именем «Кухонного корпуса». Такое название появилось из-за двух эмблем, напоминающих каравай хлеба и солонку. Над ними размещен интересный вензель, который состоит из букв «Х» и «С». Его обычно расшифровывают, как «хлеб» и «соль». Буква «С» похожа на калач, «Х» – на скрещенные линейки, намекающие на то, что Баженов принадлежал к масонству. Работая над Хлебным домом, русский зодчий показал себя настоящим знатоком кулинарных технологий. Согласно его проекту в здании находилось 8 кухонь. Сегодня в Хлебном доме размещаются все основные музейные экспозиции усадьбы.

В Царицыно имеется и святыня – храм, освященный в честь иконописного образа Божией Матери «Живоносный Источник» (1722 год). Он стоит на севере придворцовой площади. Интересно, что старинный храм – единственная постройка, сохранившаяся от первого, кантемировского имения, которую архитектор Баженов решил включить в свой дворцовый ансамбль.

В 1750-1760-е годы церковь реконструировали, добавив к ней северный придел в честь великомученика Дмитрия Солунского. В 80-е годы XIX века храм перестраивался еще раз. Благодаря умелым действиям зодчего П.Н. Лавина, святыня с южной стороны пополнилась приделом, а ее трапезную расширили. Претерпела изменения также и колокольня храма.

С XVIII века сохранился Большой мост, проложенный через глубокий овраг. Несмотря на свое утилитарное предназначение, он богато декорирован. Стрельчатые арки, украшающие его центральную часть, копируют порталы готических соборов. Зигзагообразный орнамент, словно «подпоясывающий» карниз, розетты и люкарны создают уникальную декорацию. Баженов наделил мост большим количеством масонских символов.

После осмотра дворцового комплекса можно прогуляться по Царицынскому парку. Работы по его разбивке начались еще в 1775 году. В то время парк засадили сибирскими кедрами и лиственницами. За ведение работ по обустройству паркового участка отвечал Баженов. В бывшей кантемировской усадьбе преобладали березы. Баженов не стал вырубать Березовую аллею усадьбы, а сделал ее главной осью своего ансамбля.

Памятник архитекторам Василию Бажену и Матвею Казакову

В усадебном парке с XI-XII веков сохранились курганы-могильники вятичей. Первые исследовательские работы по их изучению проводились в XIX столетии под руководством И.Е. Забелина. Дополнительные археологические раскопки прошли здесь в 1944 году. Специалисты нашли в курганах много необычных предметов, в числе, уникальных орудий труда. Позже эти находки стали основой археологической коллекции музея-заповедника.

Источники:
Ворота в царицыно
Ворота в царицыно Редактор сайта: Виктория Голдина Наконец-то и в Москве появился живописный уголок, в котором жители и гости столицы могут насладиться красотой природы и величием
http://www.turismus.ru/caricino.html
Ворота в царицыно 1
Сотни исследователей ломают голову над причиной гнева великой императрицы. Дворец оказался недостоин ее – маленький, тесный, да еще равный зданию, предназначенному нелюбимому сыну Павлу? Но ведь она сама утверждала проект. Разочарование взбалмошной правительницы в старой затее и появление новой – мызы Пеллы под Санкт-Петербургом? Интриги завистников? Близость Баженова к наследнику и связь обоих со столь противным сердцу государыни масонством? Последнее предположение считают наиболее вероятным. Возможно и другое.
http://www.bez-granic.ru/index.php/travelrus/875-tsaritsyno-i-bazhenov-dvukhsotletnyaya-tajna.html
Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Москва (Palace & Park Ensemble Tsaritsyno, Moscow)
История дворцово-паркового комплекса Царицыно, словно история Золушки из сказки Шарля Перро, где сочетается тяжелая и грустная жизнь героини, нелюбовь мачехи и счастливое завершение сказки. В 1590-х годах земли, лежавшие вниз по Москве-реке от Коломенского до устья Пахры, принадлежали семейству…
http://spratto.livejournal.com/15463.html
Усадьба Царицыно – самая загадочная достопримечательность Москвы
История, описание, фото усадьбы Царицыно в Москве
http://putidorogi-nn.ru/evropa/842-usadba-tsaritsyno-v-moskve

COMMENTS